Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

История и современное применение Рационального производства

Рубрика: Производство

Можно с уверенностью сказать, что пословица «ничто не ново под луной» верна, когда речь идет о промышленных техно­логиях. Однако с течением времени уровень сложности этих технологий и их применение продолжают эволюционировать. Примерами этого являются Рациональное производство и при­менение MRP/ERP-систем в условиях серийного производства. Эти концепции не являются новыми или радикальными и сущес­твовали независимо друг от друга на протяжении десятилетий.

Хорошо зарекомендовав себя на практике, они были доступ­ны производителям в течение многих лет. В этот период проис­ходили недооценка, неправильное применение или даже игно­рирование обеих концепций при использовании их в качестве инструментов повышения производительности промышленных предприятий. Цель любой производственной системы — выпуск продукции наивысшего качества за минимально возможный срок с наименьшими капитало- и ресурсовложениями, постав­ленной потребителю по наименьшей цене. Утверждалось даже, что цели этих двух концепций производства конфликтуют друг с другом. В то же время использование компонентов обеих ме­тодологий обеспечивает производителя набором практичных инструментов, которые могут быть применены для оптимизации производственного процесса, что является механизмом повыше­ния конкурентоспособности предприятия.

Эта книга не является исторической. О развитии производ­ства уже было написано достаточно и куда более подробно. Тем не менее краткий обзор эволюционирования методик управления производством в течение последнего столетия, достиже­ния ими современного состояния может дать нам перспективу сравнения методологий Рационального производства с другими современными производственными системами.

Первыми для промышленности в начале индустриальной ре­волюции в 1860-х годах стали проблемы управления станочными производствами с их огромными объемами выпуска продукции. Продуктивность станков значительно опережала продуктив­ность ручного труда при осуществлении одной и той же работы. Самые первые станки появились в текстильной промышленнос­ти. Изготовление продукции, требующей применения металло­обработки, все еще было исключительно трудоемким. Главной проблемой управления в этой области производства оставалась производительность рабочих.

Впервые на эти проблемы управления примерно в 1885 году обратил внимание Фредерик Уинслоу Тейлор. Тейлор пред­ложил идею, что весь производственный процесс должен быть разбит на отдельные задачи таким образом, чтобы они могли быть сокращены или даже исключены из производственного процесса. Его первые труды были сосредоточены на индивиду­альной мотивации выполненного объема работы. Тейлор начал проверки своих теорий многочисленными промышленными при­кладными задачами, которые были направлены на поиск лучше­го пути. Применение этого научного метода вместе с методика­ми анализа временных затрат, внедренных Фрэнком Гилбретом, в конце концов привело к достижению максимальной произво­дительности с учетом уровня развития производительных сил в промышленности того времени.

Дополнительные доказательства достоверности этих теорий появились тогда, когда Генри Форд начал строительство больших промышленных объектов для производства своих новых автомо­билей. Модель производства Форда, основанного на сборочном конвейере, обусловила переход промышленности от использо­вания индивидуальной рабочей силы к массовому производству. Это помогло созданию рынка, основой которого стало повыше­ние эффективности от роста масштабов производства (эффект масштаба). Позже гигантские организации, спроектированные в соответствии с функциональной специализацией и детальным разделением труда, вышли за рамки необходимости отвечать требованиям новой концепции повышения результативности за счет роста масштабов производства. Эффект масштаба со­здавал распределение постоянных издержек, особенно инвес­тиций в основной капитал и организацию производственных линий, на большие объемы выпуска. Эта движущая сила умень­шила издержки производства на единицу продукции.

Форд также повлиял на массовое производство и потребле­ние в сфере технологии производства. Отличительным призна­ком этой системы была унификация. Это означало унификацию деталей, промышленных процессов и в конечном итоге простую, легко производимую стандартную продукцию. Унификация тре­бовала почти идеальной взаимозаменяемости деталей. Для до­стижения этого Форд использовал результаты технического прогресса в области механических станков и систем измерения. Эти инновации способствовали созданию системы последова­тельной сборки продукции на непрерывно движущейся сбороч­ной линии.

К 1930-м годам унифицированная продукция Форда сего системами прямого планирования и управления устарела вследс­твие нововведений в области маркетинга и управления в корпо­рации General Motors (GM). Если Форд завершил эпоху лоша­ди и коляски, то Альберт П.Слоан из General Motors сотворил то же самое с моделью 7. К 1927 году автомобили GM Cheurolet уже имели систему водяного охлаждения, масляный манометр на приборной панели, надежную систему зажигания, педаль газа и бензобак в задней части автомобиля для безопасности и удобства. К тому же новые Chevrolet окрашивались в разные цвета! Эра фордовского доминирования, основанного на стан­дартизации, была завершена.

Заслугой Альберта П.Слоана также является установле­ние стандарта для современных управляющих организаций. Наибольшую известность ему принесло создание структуры многономенклатурного производства, прототипа нынешней ди-визиональной структуры, в которой каждое крупное рабочее подразделение удовлетворяет отдельный рынок продукции. Когда Слоан в начале 1920-х годов возглавил корпорацию GM, она представляла собой слабый союз компаний, выпускающих автомобили, и производителей комплектующих и запчастей.

Слоан переориентировал автомобильные компании для выпус­ка пятимодельного автомобильного ряда, начиная с Chevrolet и заканчивая Cadillac. Согласно этой системе, каждое подразде­ление вело свою бухгалтерию, а их руководители оценивались по достигнутым показателям рентабельности активов (ROA).

На протяжении 1930-х годов основной проблемой промыш­ленности было разнообразие продукции. Несмотря на то что в 1930-1940-х годах работа промышленности все еще обуслав­ливалась выпуском партий продукции в больших количествах, выработка огромных партий продукции, характерных для 17 лет производства модели Т, стала более невозможной. Потребите­ли все чаще являлись движущей силой изменений в жизненном цикле продукта. Вначале 1950-х годов начала утверждаться потребность в специализированной продукции. Продукция ста­ла не только более специфичной, но и обладала ограниченным жизненным циклом.

До сих пор для достижения конкурентного преимущества усилия производителей сосредотачивались главным образом на производительности труда. Инновации в технологии стали новыми средствами повышения производительности, позволив­шими многим компаниям оставаться конкурентоспособными. Основным критерием отличия одного производства от другого были используемые технологические решения и производи­тельность. Этот период отмечен появлением технологических новшеств в резцах станков, синтетических абразивах, а также во вращающихся резцах, в частности, применяемых на токарных и фрезерных станках. Модернизация металлорежущих станков, а также слоановская методика оценки качества работы по рен­табельности инвестиций идеально дополняли друг друга.

Однако прошло время — и появились методы серийного производства! В данном виде производства величина партии продукции основывалась на производительности станков, а не на потребностях рынка. Эта концентрация внимания на повы­шении эффективности от роста масштабов серийного произ­водства привела к борьбе производственных отделов с отдела­ми сбыта буквально во всех отраслях промышленности. Этот конфликт все еще присутствует в производственных компаниях и сегодня. Серийное производство сделало станки эффектив­ными путем выпуска большого количества продукции. В то же время серийное производство зашло в тупик при попытке одно­временного производства разнородной продукции смешанного состава. Какова же оптимальная величина выпуска однотип­ной продукции?

В течение 1950-х годов доступность компьютеров значи­тельно повлияла на обработку деловой информации. В до­компьютерную эру функции логистики, управления запасами и производственного планирования создавали постоянную труднорешаемую проблему для любого отдельного производи­теля, занятого многоэтапным производством продукции, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готового изделия. Докомпьютерные технологии управления запасами, доступные тогда, были несовершенны, однако это было лучшее в то время и в тех обстоятельствах.

Приблизительно в начале 1960-х годов, когда вычисли­тельные мощности стали более рентабельными, первые нова­торы начали разработку и установку ранних компьютерных систем планирования потребностей в материальных ресурсах (MRP-системы). В числе этих первопроходцев Джозеф Орлики, Джордж Плосл и Оливер В. Уайт. Из первоначального небольшо­го количества число установленных систем к 1971 году возросло до 150 единиц.1 С тех пор с помощью APICS (American Production and Inventory Control Society —Американское общество контроля продукции и запасов) число установленных MRP-систем прибли­зилось к общему числу промышленных компаний. Для современ­ного производителя MRP-система является основным инструмен­том для производственного планирования, управления запасами, управления рабочим цехом, калькуляции себестоимости и плани­рования загрузки производственных мощностей.

Наряду с тем что MRP-система является полезным инстру­ментом в арсенале производителя, практики продолжают стал­киваться с проблемой, суть которой — конфликт между целями серийного производства и необходимостью оптимизировать ма­териально-технические запасы. Сталкиваясь с этими конфлик­тующими целями, MRP-система часто принимает на себя ответс­твенность за неудовлетворительные результаты. MRP-система (при условии сохранения ее системных настроек) высчитывает оптимальную величину материально-технических запасов и на­именьшее время производственного цикла. При пунктуальном следовании рекомендациям MRP-системы они дадут ожидаемые результаты. Различные изменения, а также правила работы, вво­димые для повышения эффективности и использования ресурсов в рамках отдельных рабочих ячеек, как правило, ухудшают отдачу MRP-системы. Именно этот компромисс и является ис­тинным виновником снижения результативности MRP-системы.

В течение 1950-1960-х годов на Дальнем Востоке, в част­ности в Японии, была разработана иная производственная мо­дель. Возглавляла это движение компания Toyota Motor Com­pany. Toyota отстаивала мнение, что стандартная формула «себестоимость + прибыль = отпускная цена» неверна. А верной является формула «прибыль = отпускная цена — себестоимость». Исходя из этой предпосылки, Toyota начала создавать промыш­ленную систему, основное внимание в которой уделялось бы управлению издержками. Затраты стали рассматриваться как потери, а все виды потерь подлежали устранению. Потребность в огромном бюрократическом аппарате, необходимом для уп­равления плановой промышленной системой, была поставлена под сомнение.

Основными областями приложения усилий стали запасы не­завершенного производства и резервные запасы. В то время как многие компании в США и Европе занимались вычислениями оп­тимальных величин партий серийной продукции, Toyota пресле­довала цель создать возможность выпуска продукции смешан­ного состава в едином производственном потоке (Рациональная линия по производству продукции смешанной номенклатуры), имея которую компания достигала многих целей — увеличивала производительность и уменьшала затраты и складские матери­ально-технические запасы, одновременно обеспечивая быст­рый отклик на потребительский спрос.

На протяжении 1960-х и в период 1970-х годов эти две про­изводственные модели развивались независимо друг от друга. Одна модель занималась поиском лучших способов управления серийным производством путем внесения усовершенствований в модель планирования MRP, в то время как другая сосредоточи­лась на поиске и точной наладке методик производства продук­ции смешанной номенклатуры в едином промышленном потоке. Вскоре преимущества этих двух несовместимых стратегий про­явили себя.

В 1980-е годы товарные рынки США и Европы стали под­вергаться давлению со стороны иностранных производителей. На рынок начали поставляться товары более высокого качест­ва и по меньшей цене. Времена запланированного устаревания товаров закончились. Западные производители теряли свои доли рынка. Некоторые из них разорились, другие начали ста­рательно искать пути выхода. Многие производители отказались от старых моделей серийного производства в пользу более чувс­твительного метода Рационального производства с целью умень­шения затрат и материально-технических запасов, повышения качества продукции и ускорения отклика предприятия на коле­бания рынка.