Недостаток материалов на Рациональной линии становится незаметным
Рубрика: ПроизводствоДля многих производителей недостаток материалов представляет серьезную проблему. Причины этого так же многочисленны, как и используемые на производстве компоненты. Ошибки в ВОМ, недостоверная информация о наличии материальных запасов, опоздания поставщиков, ошибочное количество, недостаток дисциплины при выполнении необходимых операций перемещения, неучтенные отходы, чрезмерное накопление запасов и плохое ведение документации являются наиболее распространенными причинами.
После выявления недостатка прилагаются героические усилия по его спешному исправлению, что часто приводит к дополнительным расходам по доставке материалов от поставщика или ночным поездкам за материалами в аэропорт. На хороших поставщиков сыплются угрозы, лесть и всяческие инсинуации. Воздух пропитан отчаянием. Компоненты заимствуются из ступенчатого производственного заказа и передаются другому, имеющему более высокий приоритет. Компоненты снимаются с запасов готовой продукции для продолжения производства. «Срочно» становится девизом дня. Каждый сотрудник превращается в «пожарного».
Производители предпринимают решительные шаги для того, чтобы избежать повторения ситуации дефицита в будущем. Они инициируют программы диверсификации поставок, подыскивая по три-четыре поставщика одних и тех же материалов.
Комплектующие заказываются с опережением производства и запираются на замок. Разрабатываются и внедряются программы поддержания страховых запасов. Склады запираются на ночь с целью исключить неучитываемое использование материалов. Плановики создают «тайники» со спрятанными комплектующими, вследствие чего страховые запасы удваиваются и учетверяются. Как результат, производство теряет доверие к отделам снабжения, которые, в свою очередь, не доверяют производству. Системы MRP объявляются непригодными. Сотрудники обвиняют друг друга, царит подозрительность. Ни одна система снабжения в мире, какой бы многообещающей она ни была, не может исключить все сбои, которые происходят в цехах и административных управлениях. Системы канбан не являются исключением. Ни одна система снабжения не может разрешить или предсказать все проблемы, вызывающие ситуации недостатка материалов.
Однако система канбан может сделать недостаток материала незаметным в точке его потребления на линии, предоставляя возможность решать проблему до остановки линии. Это возможно благодаря использованию RIP в качестве точки хранения страхового запаса.
Рассмотрим цепочку вытягивания некоторого компонента. Контейнеры канбан для этой цепочки вытягивания представлены на рисунке 6.2. В соответствии с этой цепочкой цикл пополнения запасов линии из RIP будет произведен четыре раза, прежде чем первый контейнер RIP опустеет. Последовательность вытягивания для контейнера R/Руказывает, что точкой пополнения является центральный склад. Исходя из времени цикла поставщика на складе должны присутствовать запасы компонента, достаточные для использования в течение десяти дней. В данной цепочке вытягивания по завершении четвертого цикла пополнения запасов линии из RIP первый контейнер RIP возвращается на склад для пополнения. Если по какой-либо причине на складе нет запаса компонентов для пополнения контейнера RIP, возникает ситуация дефицита компонентов!
В системе канбан это привело бы к положению, представленному на рисунке 6.3. Хоть ситуация дефицита компонентов и возникла, она была обнаружена на складе, а не в точке потребления на линии, где производство продукции может продолжаться. Дефицит компонентов в данный момент незаметен.
Запасов компонентов на линии должно хватить для продолжения производства в течение двух-четырех дней. Там имеется как минимум полный второй контейнер, который только что был пополнен из RIP, плюс остатки из контейнера, который потребляется в данный момент, от нуля до двух дней. В RIP второго контейнера с 8-дневным запасом должно хватить еще на четыре цикла пополнения контейнера с линии.
Если первый контейнер RIP, который теперь находится на центральном складе как физическое напоминание о дефиците, не будет пополнен складом из запасов поставщика в течение 10-12 дней, то по завершении последнего цикла пополнения запасов линии из R/Рможет произойти прекращение производства всех продуктов, в которых используется данный компонент.
Существует вероятность того, что избежать ситуации дефицита на линии все-таки не удастся, потому что его причина не сможет быть своевременно устранена. Тем не менее страховые запасы линии и RIP достаточны для продолжения производства в течение 10-12 дней, что дает время для поиска выхода из сложившейся ситуации. Во время выяснения причин и поиска окончательного решения проблемы дефицита, производство сможет продолжать изготовление продукции, используя буферные запасы линии и RIP.
Канбан не устраняет причины ситуаций дефицита, однако предоставляет решение проблемы наиболее подходящему для этого организационному подразделению — отделу снабжения. В большинстве производственных компаний отдел снабжения отвечает за закупки, учет запасов, склад и получение материалов. Таким образом, ответственность за разрешение ситуации дефицита будет локализована на складе. Все мероприятия по его восполнению будут незаметными для Рациональной линии!
Помимо устранения дефицита, отдел снабжения собирает информацию, необходимую для анализа основной его причины, документирует частоту его возникновения и разрабатывает долгосрочные решения, призванные не допустить его повторения в будущем. Хорошие инструменты кайдзен, включая анализ по Парето, могут помочь сконцентрировать усилия на устранении основных причин недостатков и избавить производство от забот, связанных с разрешением ситуаций дефицита.
Первой реакцией производителя на внедрение системы кан-бан может быть сомнение в необходимости запасов RIP. Действительно, для запасов RIP необходимо выделение площади цеха и они требуют инвестиций. Как и любой другой системе, RIP нужно обслуживание. Однако затраты на поддержание запасов RIP должны сравниваться с преимуществами, которые они дают. Если исключение ситуаций дефицита на линии является важной целью, то следует рассмотреть потенциальные последствия неиспользования запасов RIPb системе канбан (рис. 6.4).
Когда на линии генерируется сигнал канбан и первый контейнер возвращается на пополнение, то при отсутствии запасов R/Рэтот контейнер отправляется прямо на склад. Если, как в предыдущем случае, по неизвестным причинам на складе не окажется запасов для восстановления запасов линии, сколько дней производство сможет продолжаться до остановки линии? При времени пополнения в два дня остающихся на линии компонентов должно хватить для продолжения производства на период от двух до четырех дней. Без промежуточных запасов R/Рможет быть выполнен только один цикл пополнения линии.
Возможно, дефицит удастся восполнить за эти два или четыре дня, прежде чем произойдет остановка линии. Героические усилия по спешному решению проблемы и возбуждение от кризисной ситуации могут быть захватывающими. Однако если краткосрочные ситуации дефицита представляют собой обычное явление и случаются часто, то во что обойдется постоянная суматоха на складе? Какие последствия это будет иметь для отношений с поставщиками и покупателями? Каково будет качество жизни плановика в обстановке беспрестанной суеты?
Запасы RIP играют двойную роль в цикле пополнения материалов на производстве. Во-первых, в качестве системы раннего предупреждения о возможных ситуациях дефицита, предоставляя отделу снабжения достаточно времени для принятия необходимых мер, прежде чем нехватка материала приведет к остановке линии. Во-вторых, RIP является местом хранения страхового запаса. Страховой запас RIP, в котором пустой контейнер служит сигналом, требует пополнения на основании фактического применения материала, а не исторических данных о его использовании. Сигнал RIP основывается на времени, необходимом для пополнения материала, а не на произвольном количестве или процентном отношении.
RIP обеспечивает существование буфера материальных запасов, позволяющего уменьшить или устранить дефицит материалов на Рациональной линии, и страховой запас, который служит системой раннего предупреждения, требует вложения средств. Канбан = запасы = капитал. Однако путем управления системой канбан возможно достичь цели по инвестициям в материальные запасы. При использовании цепочки вытягивания с 2-дневным запасом линии, 8-дневным запасом RIP и 10-дневным запасом склада, что в сумме составляет запас на 20 дней, если исходить из 250-дневного рабочего года, оборачиваемость запасов составляет более 12 раз.
Если запасы линии сокращаются до пополнения один раз в день, запасы RIP сокращаются до пополнения каждые 5 дней, а запасы склада остаются 10-дневными, то оборачиваемость возрастает более чем до 15 оборотов (250 х 16 дней). Увеличение скорости оборота материалов при более коротком времени пополнения компенсируется большим объемом необходимых погрузочно-разгрузочных работ.
Возможно, требуемый объем погрузочно-разгрузочных работ с введением системы канбан увеличится. Преимущества ускорения оборота материальных запасов и сокращения требуемого оборотного капитала должны сравниваться с требуемым объемом погрузочно-разгрузочных работ. В конечном итоге следует найти баланс между частотой пополнения и вложениями в материальные запасы. Сегодня в распоряжении имеются компьютерные программы, позволяющие путем множественных итераций найти желаемое равновесие.