Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Не все компоненты являются кандидатами на включение в систему канбан

Рубрика: Производство

Метод канбан — это метод подачи материалов, созданный для упрощения погрузочно-разгрузочных работ и управления материальными запасами. Вместо хранения материалов в склад­ских ячейках и выдачи их в производство для прохождения тех­нологического маршрута, материалы физически размещаются в точке их использования на линии и пополняются только при появлении канбан-контейнера или сигнала в результате потреб­ления материалов изготавливаемым продуктом.

После выбора компонентов, включаемых в систему канбан, определения дневной потребности и частоты пополнения за­пасов сигнал канбан, генерируемый при помощи цепочки вытя­гивания, тут же инициирует пополнение материалов без необ­ходимого участия плановика или покупателя. Таким образом, дополнительное вмешательство требуется лишь для решения вопросов номенклатуры или объема производства продукции. В остальном цикл пополнения может повторяться бесконечно.

Система канбан, при использовании которой материал раз­мещается прямо на линии в точке его потребления продуктом, предоставляет Рациональному производителю реальное конку­рентное преимущество. Поскольку все необходимые для выпус­ка материалы размещаются на линии, они доступны для изготов­ления любого продукта, который в данный момент продвигается вниз по линии. Все материалы становятся доступными для всех продуктов. В идеальном случае запасы всех без исключения компонентов должны были бы автоматически пополняться системой канбан. Если бы это было возможно, подача материалов на производство, без сомнения, была бы существенно упро­щена. Однако для большинства производителей, выпускающих продукты разнообразной конфигурации, включение всех воз­можных комплектующих для всех допустимых конфигураций продукции в систему канбан могло бы оказаться очень доро­гой альтернативой.

Подобно равновесию погрузочно-разгрузочных работ и ин­вестиций в запасы, здесь необходимо принятие компромиссных решений, наиболее оправданных с деловой точки зрения. Одно из решений, которое требуется заблаговременно принять при внедрении Рационального производства, заключается в выбо­ре базовых продуктов (на уровне единиц складского хранения (ЕСХ) — запасов конечных изделий, готовой продукции), про­изводство которых должно поддерживаться Рациональной лини­ей. Выбор базовых продуктов для производства на Рациональной линии определяет, какие исходные компоненты должны быть включены в систему канбан.

Оптимальная политика выполнения заказов для большинства торговых организаций заключается в поставке «любых продуктов любым людям в любое время». Компании часто предлагают своим клиентам многочисленные варианты разнообразных продуктов. Их ассортимент может раздуваться до сотен или тысяч наиме­нований. Эту политику, формально или неформально, пытаются воплощать в жизнь большинство производителей. Перестановки опций и продуктов часто приводят к стремительному росту числа предлагаемых позиций, каждая из которых имеет свой собствен­ный номер конечного изделия. Производители часто утверждают, что их продукты уникальны. На самом деле уникально количест­во, многообразие и сочетание имеющихся в распоряжении ком­плектующих и опций процессов, используемых для производства стандартной линейки продуктов (рис. 6.5).

Этот рост числа разновидностей конечных изделий требует соответствующего количества разнообразных комплектующих для удовлетворения спроса. В таком случае как же производи­телям, которые могут иметь сотни или тысячи возможных соче­таний комплектующих, решить, какие из них должны всегда быть под рукой для удовлетворения спроса клиентов?

Для ответа на этот вопрос необходимо тщательно проду­мать, какие продукты должны быть включены в процесс проек­тирования Рациональной линии. Действительно ли нужно включать в проект все комплектующие для всех разновидностей всех возможных конфигураций продукта? Или же возможно выбрать группу продуктов, которая будет репрезентативной для всей выпускаемой продукции? При выборе некоторой репрезента­тивной группы продукции для превращения потенциально длин­ного списка исходных продуктов в список короткий, который в конечном итоге станет списком совокупности продуктов для проектирования Рациональной линии, можно руководствоваться двумя важными принципами.

Начните с анализа исторической информации о продажах продуктов по принципу Парето, который был выведен Виль-фредо Парето, итальянским экономистом (1848-1923). Он за­метил, что на малую часть, от 15 до 20 %, участников некоторой совокупности приходится основная часть, от 80 до 85%, всей активности. Эту закономерность он назвал правилом 80/20. Использование его при выборе продуктов-кандидатов и их ком­понентов позволит определить 20% компонентов, необходимых для производства 80% требуемой продукции.

Затем отбору компонентов, необходимых для удовлетворе­ния 80% общей потребности в материалах для выполнения зака­за клиента, нужно придать экономическую целесообразность. Это означает, что для удовлетворения остальных 20% потен­циальной потребности в материалах все или часть комплектующих, которые обеспечивают остающиеся 80 % возможных моди­фикаций, должны храниться на складе, позволяя удовлетворить любой возможный заказ.

Решение об удовлетворении более чем 80% потребности в материалах для выполнения заказа клиента является функцией уровня инвестиций в материальные запасы, на которые произ­водитель готов пойти ради удовлетворения этой потребности. Каждая компания должна принимать это решение исходя из сво­ей выгоды. По мере приближения продукции к статусу товаров массового спроса желательным может оказаться уровень выше 80%. Если продукция отличается от продукции конкурентов по иным параметрам, чем цена, доставка и конфигурация, то уро­вень 80% может быть адекватным для данного рынка.

Выбор компонентов для включения в систему канбан может привести к дискуссии о политике выполнения заказов клиентов. Действительно ли реально предлагать любые продукты любым клиентам в любое время? Готова ли компания к инвестициям в материальные запасы, необходимым для осуществления такой политики? Определена ли политика выполнения заказов вооб­ще? Изменились ли ожидания клиентов с того момента, когда по­литика выполнения заказов пересматривалась последний раз?

Существует вероятность, что для выбора компонентов, вклю­чаемых в систему канбан, понадобится несколько разных вер­сий политики выполнения заказов, рассчитанных на различных потребителей. И в этом случае правило Парето снова оказыва­ется хорошим инструментом для идентификации этих категорий клиентов. Категории клиентов могут быть определены на осно­вании структуры их заказов. Классифицируйте клиентов по об­щей стоимости их заказов и конфигурации продуктов. Опреде­лите уровень 80% общей стоимости заказов. В систему канбан должны быть включены как минимум компоненты из ВОМ, опи­сывающие эти конфигурации продуктов.

Кроме того, для конфигураций продуктов, вошедших в этот диапазон (±80%), должна быть принята политика выполнения заказа, гарантирующая поставку продукта в течение общего времени его производственного цикла. Это будет возможным, поскольку линия проектируется в расчете на выполнение не­посредственной работы, а система канбан будет обеспечивать наличие требуемых компонентов. Стоимость более высоких уровней сервиса, выше исходного уровня в 80% компонентов, можно установить в соответствии с инвестициями в комплекту­ющие, необходимыми для достижения данного уровня. Полити­ка обслуживания клиента может выбираться для каждой едини­цы складского хранения (ЕСХ) отдельно.

Передвигаясь вниз по списку общих сумм заказов, можно ус­тановить дополнительные версии политики их выполнения на ос­новании времени, необходимого для получения комплектующих, не вошедших в систему канбан. Если эти компоненты покупные, то время цикла их поставки поставщиком должно быть добавле­но к общему времени производственного цикла продукта.

Выбор политики выполнения заказа на основании сумм про­даж часто разоблачает многие из причин, на основании которых производители тратят много времени, пытаясь ускорить выпол­нение заказов. Стоит ли время, затраченное на ускорение произ­водства заказов, тех денег, которые эти заказы приносят? Во что обходится обработка заказов особой конфигурации с учетом сверхурочной работы, дополнительных транспортных расхо­дов, потери производительности и влияния на качество жизни? Соответствует ли выручка, которую приносят 10% наименее распространенных конфигураций продукта, существующей мо­дели бизнеса? И служит ли она вообще интересам предприятия на тех рынках, на которых оно стремится присутствовать? Воз­можно ли добиться переключения клиентов на продукты, входя­щие в диапазон 80%-ной политики выполнения заказов, взамен на более быструю их доставку?

Некоторые компоненты плохо подходят для участия в системе канбан из-за того, что они слишком дорогие, хрупкие или чувс­твительные к воздействиям окружающей среды. Другие компо­ненты могут быть недорогими, но слишком большими и громоз­дкими для того, чтобы размещать их по соседству с Рациональной линией. В качестве примеров можно назвать ящики из гофриро­ванного картона, детали крупного формования, предварительно разрезанные изоляционные материалы и другие объемные ма­териалы. Несмотря на то что эти материалы стоят относительно дешево, площадь, требуемая для хранения их большого числа, не позволяет размещать их в цеху.

Поэтому с такими материалами следует работать как с мате­риалами однократного использования или подавать их по мере необходимости. Материалы в двухбункерной системе канбан автоматически пополняются при уменьшении запасов и появле­нии сигнала. Материалы однократного использования требуют работы каждый раз, когда они потребляются. Ввиду этого от­ветственность за их использование должна возлагаться на оп­ределенного складского рабочего, который будет подавать их на Рациональную линию по мере их потребления.