Не все компоненты являются кандидатами на включение в систему канбан
Рубрика: ПроизводствоМетод канбан — это метод подачи материалов, созданный для упрощения погрузочно-разгрузочных работ и управления материальными запасами. Вместо хранения материалов в складских ячейках и выдачи их в производство для прохождения технологического маршрута, материалы физически размещаются в точке их использования на линии и пополняются только при появлении канбан-контейнера или сигнала в результате потребления материалов изготавливаемым продуктом.
После выбора компонентов, включаемых в систему канбан, определения дневной потребности и частоты пополнения запасов сигнал канбан, генерируемый при помощи цепочки вытягивания, тут же инициирует пополнение материалов без необходимого участия плановика или покупателя. Таким образом, дополнительное вмешательство требуется лишь для решения вопросов номенклатуры или объема производства продукции. В остальном цикл пополнения может повторяться бесконечно.
Система канбан, при использовании которой материал размещается прямо на линии в точке его потребления продуктом, предоставляет Рациональному производителю реальное конкурентное преимущество. Поскольку все необходимые для выпуска материалы размещаются на линии, они доступны для изготовления любого продукта, который в данный момент продвигается вниз по линии. Все материалы становятся доступными для всех продуктов. В идеальном случае запасы всех без исключения компонентов должны были бы автоматически пополняться системой канбан. Если бы это было возможно, подача материалов на производство, без сомнения, была бы существенно упрощена. Однако для большинства производителей, выпускающих продукты разнообразной конфигурации, включение всех возможных комплектующих для всех допустимых конфигураций продукции в систему канбан могло бы оказаться очень дорогой альтернативой.
Подобно равновесию погрузочно-разгрузочных работ и инвестиций в запасы, здесь необходимо принятие компромиссных решений, наиболее оправданных с деловой точки зрения. Одно из решений, которое требуется заблаговременно принять при внедрении Рационального производства, заключается в выборе базовых продуктов (на уровне единиц складского хранения (ЕСХ) — запасов конечных изделий, готовой продукции), производство которых должно поддерживаться Рациональной линией. Выбор базовых продуктов для производства на Рациональной линии определяет, какие исходные компоненты должны быть включены в систему канбан.
Оптимальная политика выполнения заказов для большинства торговых организаций заключается в поставке «любых продуктов любым людям в любое время». Компании часто предлагают своим клиентам многочисленные варианты разнообразных продуктов. Их ассортимент может раздуваться до сотен или тысяч наименований. Эту политику, формально или неформально, пытаются воплощать в жизнь большинство производителей. Перестановки опций и продуктов часто приводят к стремительному росту числа предлагаемых позиций, каждая из которых имеет свой собственный номер конечного изделия. Производители часто утверждают, что их продукты уникальны. На самом деле уникально количество, многообразие и сочетание имеющихся в распоряжении комплектующих и опций процессов, используемых для производства стандартной линейки продуктов (рис. 6.5).
Этот рост числа разновидностей конечных изделий требует соответствующего количества разнообразных комплектующих для удовлетворения спроса. В таком случае как же производителям, которые могут иметь сотни или тысячи возможных сочетаний комплектующих, решить, какие из них должны всегда быть под рукой для удовлетворения спроса клиентов?
Для ответа на этот вопрос необходимо тщательно продумать, какие продукты должны быть включены в процесс проектирования Рациональной линии. Действительно ли нужно включать в проект все комплектующие для всех разновидностей всех возможных конфигураций продукта? Или же возможно выбрать группу продуктов, которая будет репрезентативной для всей выпускаемой продукции? При выборе некоторой репрезентативной группы продукции для превращения потенциально длинного списка исходных продуктов в список короткий, который в конечном итоге станет списком совокупности продуктов для проектирования Рациональной линии, можно руководствоваться двумя важными принципами.
Начните с анализа исторической информации о продажах продуктов по принципу Парето, который был выведен Виль-фредо Парето, итальянским экономистом (1848-1923). Он заметил, что на малую часть, от 15 до 20 %, участников некоторой совокупности приходится основная часть, от 80 до 85%, всей активности. Эту закономерность он назвал правилом 80/20. Использование его при выборе продуктов-кандидатов и их компонентов позволит определить 20% компонентов, необходимых для производства 80% требуемой продукции.
Затем отбору компонентов, необходимых для удовлетворения 80% общей потребности в материалах для выполнения заказа клиента, нужно придать экономическую целесообразность. Это означает, что для удовлетворения остальных 20% потенциальной потребности в материалах все или часть комплектующих, которые обеспечивают остающиеся 80 % возможных модификаций, должны храниться на складе, позволяя удовлетворить любой возможный заказ.
Решение об удовлетворении более чем 80% потребности в материалах для выполнения заказа клиента является функцией уровня инвестиций в материальные запасы, на которые производитель готов пойти ради удовлетворения этой потребности. Каждая компания должна принимать это решение исходя из своей выгоды. По мере приближения продукции к статусу товаров массового спроса желательным может оказаться уровень выше 80%. Если продукция отличается от продукции конкурентов по иным параметрам, чем цена, доставка и конфигурация, то уровень 80% может быть адекватным для данного рынка.
Выбор компонентов для включения в систему канбан может привести к дискуссии о политике выполнения заказов клиентов. Действительно ли реально предлагать любые продукты любым клиентам в любое время? Готова ли компания к инвестициям в материальные запасы, необходимым для осуществления такой политики? Определена ли политика выполнения заказов вообще? Изменились ли ожидания клиентов с того момента, когда политика выполнения заказов пересматривалась последний раз?
Существует вероятность, что для выбора компонентов, включаемых в систему канбан, понадобится несколько разных версий политики выполнения заказов, рассчитанных на различных потребителей. И в этом случае правило Парето снова оказывается хорошим инструментом для идентификации этих категорий клиентов. Категории клиентов могут быть определены на основании структуры их заказов. Классифицируйте клиентов по общей стоимости их заказов и конфигурации продуктов. Определите уровень 80% общей стоимости заказов. В систему канбан должны быть включены как минимум компоненты из ВОМ, описывающие эти конфигурации продуктов.
Кроме того, для конфигураций продуктов, вошедших в этот диапазон (±80%), должна быть принята политика выполнения заказа, гарантирующая поставку продукта в течение общего времени его производственного цикла. Это будет возможным, поскольку линия проектируется в расчете на выполнение непосредственной работы, а система канбан будет обеспечивать наличие требуемых компонентов. Стоимость более высоких уровней сервиса, выше исходного уровня в 80% компонентов, можно установить в соответствии с инвестициями в комплектующие, необходимыми для достижения данного уровня. Политика обслуживания клиента может выбираться для каждой единицы складского хранения (ЕСХ) отдельно.
Передвигаясь вниз по списку общих сумм заказов, можно установить дополнительные версии политики их выполнения на основании времени, необходимого для получения комплектующих, не вошедших в систему канбан. Если эти компоненты покупные, то время цикла их поставки поставщиком должно быть добавлено к общему времени производственного цикла продукта.
Выбор политики выполнения заказа на основании сумм продаж часто разоблачает многие из причин, на основании которых производители тратят много времени, пытаясь ускорить выполнение заказов. Стоит ли время, затраченное на ускорение производства заказов, тех денег, которые эти заказы приносят? Во что обходится обработка заказов особой конфигурации с учетом сверхурочной работы, дополнительных транспортных расходов, потери производительности и влияния на качество жизни? Соответствует ли выручка, которую приносят 10% наименее распространенных конфигураций продукта, существующей модели бизнеса? И служит ли она вообще интересам предприятия на тех рынках, на которых оно стремится присутствовать? Возможно ли добиться переключения клиентов на продукты, входящие в диапазон 80%-ной политики выполнения заказов, взамен на более быструю их доставку?
Некоторые компоненты плохо подходят для участия в системе канбан из-за того, что они слишком дорогие, хрупкие или чувствительные к воздействиям окружающей среды. Другие компоненты могут быть недорогими, но слишком большими и громоздкими для того, чтобы размещать их по соседству с Рациональной линией. В качестве примеров можно назвать ящики из гофрированного картона, детали крупного формования, предварительно разрезанные изоляционные материалы и другие объемные материалы. Несмотря на то что эти материалы стоят относительно дешево, площадь, требуемая для хранения их большого числа, не позволяет размещать их в цеху.
Поэтому с такими материалами следует работать как с материалами однократного использования или подавать их по мере необходимости. Материалы в двухбункерной системе канбан автоматически пополняются при уменьшении запасов и появлении сигнала. Материалы однократного использования требуют работы каждый раз, когда они потребляются. Ввиду этого ответственность за их использование должна возлагаться на определенного складского рабочего, который будет подавать их на Рациональную линию по мере их потребления.