Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Переосмысление модели MRP: «Система не позволит мне сделать это!»

Рубрика: Производство

MRP-системы продолжают эволюционировать в чрезвычайно мощный инструментарий. Современные специалисты, применя­ющие MRP, лучше подготовлены и более опытны, поскольку они опираются на знания, приобретенные поколениями пионеров плановой системы. Подготовка профессионалов в деле управле­ния товарно-материальными запасами и планирования сегодня признается важной дисциплиной с собственной совокупностью знаний, так же как бухгалтерское дело, конструирование и кон­троль качества. С моделью М/?Рудобно.

Более того, кроме непосредственных «бенефициариев» MRP-системы (отделов планирования материалов и контроля за­пасов), вся компания в целом чувствует себя с ней комфортно. Фактически целые подразделения (от цехов до вспомогатель­ных отделов) организованы таким образом, чтобы поддерживать и обеспечивать работоспособность МRР-системы. Организаци­онная иерархия выстроена вокруг MRP-системы. MRP-система существует независимо, живет своей жизнью.

Наряду с тем что для осуществления изменений, необходи­мых для функционирования MRP-системы, в последние трид­цать лет было приложено немало усилий, рынок (иногда без предупреждения) продолжает претерпевать изменения. К не­счастью, эти перемены зачастую подкрадываются незаметно для производителя, превращая кризисное управление в обыч­ную рутину.

Потери долей рынка, испытанные многими производите­лями во время становления MRP-системы в условиях всемир­ной конкуренции, были неплохо задокументированы. На смену плановому устареванию (сроку эксплуатации) пришли качест­во, разнообразие и низкие цены как минимальные требования потребителей. Там, где раньше американские производители наслаждались лидерством на отдельных рынках, вхождение на мировой рынок конкурентов из других стран превратило их сегменты в рынки товаров широкого потребления, иначе говоря, высококонкурентные рынки товаров с низкой степенью дивер­сифицирующих свойств, высокой эластичностью по цене и низ­кой лояльностью потребителей. История зафиксировала гибель множества компаний, неудачно отреагировавших на эти вызо­вы конкуренции.

Между тем специалисты в области MRP продолжали усер­дно и тяжело трудиться, дабы соответствовать новым требо­ваниям. Это совет производителям, которые хотят выдержать испытание временем и преуспеть перед лицом жестких конку­рентных вызовов.

Не бывает легких времен. Вызовы становятся все более мас­штабными. Потребители — все менее и менее лояльными по от­ношению к производителю. Конкуренты все совершенствуются и совершенствуются. Они реагируют на колебания спроса быс­трее, их продукция качественнее, а цены ниже! Даже по дости­жении лучшей рыночной позиции конкуренты продолжают ды­шать в спину лидеру.

Улучшенное время отклика на колебания спроса — это одна из сфер, где конкуренты получают преимущество. С последую­щим уменьшением цены и улучшением качества доля рынка ме­нее подвижных производителей начинает уменьшаться. Первой линией обороны обычно становится увеличение товарно-мате­риальных запасов. Прогнозы будущих продаж сделаны. Запасы готовой продукции произведены, на это потрачен значительный капитал и мощности предприятия. Когда потребители срывают усилия производителя по предсказанию окончательной конфи­гурации, количества и временных параметров спроса, проис­ходит увеличение запасов готовой продукции. Во избежание роста уровня таких запасов часто принимается решение об их удерживании на уровне незавершенного производства с окон­чательным оформлением как можно ближе к фактическому за­казу клиента. Причина в том, что время отклика на изменения в структуре заказываемой продукции, сделанные потребителем в последний момент, будет меньше, если производитель имеет на руках частично завершенную продукцию.

Вскоре объемы запасов, находящихся на стадии незавер­шенного производства, растут, как снежный ком. Потребность в оборотных средствах растет пропорционально. Даже рабо­тая все напряженнее с целью выжить в конкуренции, произ­водители, пытаясь удовлетворить возрастающие потребности в гибкости и скорости, обнаруживают, что их производствен­ные системы перегружены. Наступает паника и рекомендует­ся усовершенствование MRP-системы. Даже после установки более новой, быстрой и современной ее версии производители часто остаются разочарованными открытием, что новая версия системы есть просто измененная форма старой модели.

Пройдя через такие циклы несколько раз, производители за­дались вопросом: «Является ли проблемной их система плани­рования, или же методология MRPne лучшее решение?» Под сом­нение ставится оправданность негибкой системы планирования. Производители чувствуют себя в тисках огромных партий про­дукции, которые не соответствуют постоянно меняющемуся потребительскому спросу. Они ощущают, что попали в ловушку доверия долгосрочным прогнозам продаж, заблокировав свои производственные и финансовые ресурсы. Они устали от недо­статка гибкости и смятения в цехах из-за необходимости реаги­ровать на изменяющийся в последнюю минуту потребительский спрос. Они расстроены и разочарованы постоянной спешкой и методом размещения комплектующих, при котором приходится «ограбить Питера, чтобы отдать Полу». Многочисленные факты дефицита комплектующих все еще являются бедствием для про­изводственных линий, даже несмотря на бесконечные операции по перемещению запасов и множество системных отчетов.

Хотя гибкость ограничена MRP-системой, менеджеры, управ­ляющие материальными запасами, обнаружили, что они должны соблюдать интересы и всей организации в целом. Достижение целей отделов и организации выстроено вокруг управления и поддержания MRP-системы. Размеры партий определены на та­ком уровне, чтобы оптимизировать использование производс­твенных мощностей и максимизировать экономичность, а за­пасы зафиксированы так, чтобы удовлетворять квотам отделов продаж и маркетинга. Отдел закупок установил минимальный объем заказа для получения объемных скидок, а бухгалтерам, занимающимся расчетом себестоимости, дана директива мини­мизировать затраты на рабочую силу. Плюс ко всему, вице-пре­зиденту отдела сырья и материалов предоставляется коэффици­ент обращения на основе минимального уровня запасов.

Трудно решить, какой из этих приоритетов необходимо удов­летворять. Может быть, им будет приоритет, основанный на том, кто сегодня громче крикнет? Сохранится ли сегодняшнее при­оритетное направление таковым завтра? Будут ли нужды про­изводства принесены в жертву финансовым нуждам, или эф­фективность будет принесена в жертву задачам отдела запасов? Является ли MRP-система системой управления производством, или это система управления корпоративной иерархией и корпо­ративными задачами? Является ли производство собакой, виляю­щей своим хвостом (организационными потребностями), или же хвост организационных нужд виляет собакой производства? Кто должен быть разочарован, а кто получить преимущество? Где должна быть лояльность?

Посреди криков: «Система не позволит мне это сделать!», вы­растает ряд конфликтующих целей.