Переосмысление модели MRP: «Система не позволит мне сделать это!»
Рубрика: ПроизводствоMRP-системы продолжают эволюционировать в чрезвычайно мощный инструментарий. Современные специалисты, применяющие MRP, лучше подготовлены и более опытны, поскольку они опираются на знания, приобретенные поколениями пионеров плановой системы. Подготовка профессионалов в деле управления товарно-материальными запасами и планирования сегодня признается важной дисциплиной с собственной совокупностью знаний, так же как бухгалтерское дело, конструирование и контроль качества. С моделью М/?Рудобно.
Более того, кроме непосредственных «бенефициариев» MRP-системы (отделов планирования материалов и контроля запасов), вся компания в целом чувствует себя с ней комфортно. Фактически целые подразделения (от цехов до вспомогательных отделов) организованы таким образом, чтобы поддерживать и обеспечивать работоспособность МRР-системы. Организационная иерархия выстроена вокруг MRP-системы. MRP-система существует независимо, живет своей жизнью.
Наряду с тем что для осуществления изменений, необходимых для функционирования MRP-системы, в последние тридцать лет было приложено немало усилий, рынок (иногда без предупреждения) продолжает претерпевать изменения. К несчастью, эти перемены зачастую подкрадываются незаметно для производителя, превращая кризисное управление в обычную рутину.
Потери долей рынка, испытанные многими производителями во время становления MRP-системы в условиях всемирной конкуренции, были неплохо задокументированы. На смену плановому устареванию (сроку эксплуатации) пришли качество, разнообразие и низкие цены как минимальные требования потребителей. Там, где раньше американские производители наслаждались лидерством на отдельных рынках, вхождение на мировой рынок конкурентов из других стран превратило их сегменты в рынки товаров широкого потребления, иначе говоря, высококонкурентные рынки товаров с низкой степенью диверсифицирующих свойств, высокой эластичностью по цене и низкой лояльностью потребителей. История зафиксировала гибель множества компаний, неудачно отреагировавших на эти вызовы конкуренции.
Между тем специалисты в области MRP продолжали усердно и тяжело трудиться, дабы соответствовать новым требованиям. Это совет производителям, которые хотят выдержать испытание временем и преуспеть перед лицом жестких конкурентных вызовов.
Не бывает легких времен. Вызовы становятся все более масштабными. Потребители — все менее и менее лояльными по отношению к производителю. Конкуренты все совершенствуются и совершенствуются. Они реагируют на колебания спроса быстрее, их продукция качественнее, а цены ниже! Даже по достижении лучшей рыночной позиции конкуренты продолжают дышать в спину лидеру.
Улучшенное время отклика на колебания спроса — это одна из сфер, где конкуренты получают преимущество. С последующим уменьшением цены и улучшением качества доля рынка менее подвижных производителей начинает уменьшаться. Первой линией обороны обычно становится увеличение товарно-материальных запасов. Прогнозы будущих продаж сделаны. Запасы готовой продукции произведены, на это потрачен значительный капитал и мощности предприятия. Когда потребители срывают усилия производителя по предсказанию окончательной конфигурации, количества и временных параметров спроса, происходит увеличение запасов готовой продукции. Во избежание роста уровня таких запасов часто принимается решение об их удерживании на уровне незавершенного производства с окончательным оформлением как можно ближе к фактическому заказу клиента. Причина в том, что время отклика на изменения в структуре заказываемой продукции, сделанные потребителем в последний момент, будет меньше, если производитель имеет на руках частично завершенную продукцию.
Вскоре объемы запасов, находящихся на стадии незавершенного производства, растут, как снежный ком. Потребность в оборотных средствах растет пропорционально. Даже работая все напряженнее с целью выжить в конкуренции, производители, пытаясь удовлетворить возрастающие потребности в гибкости и скорости, обнаруживают, что их производственные системы перегружены. Наступает паника и рекомендуется усовершенствование MRP-системы. Даже после установки более новой, быстрой и современной ее версии производители часто остаются разочарованными открытием, что новая версия системы есть просто измененная форма старой модели.
Пройдя через такие циклы несколько раз, производители задались вопросом: «Является ли проблемной их система планирования, или же методология MRPne лучшее решение?» Под сомнение ставится оправданность негибкой системы планирования. Производители чувствуют себя в тисках огромных партий продукции, которые не соответствуют постоянно меняющемуся потребительскому спросу. Они ощущают, что попали в ловушку доверия долгосрочным прогнозам продаж, заблокировав свои производственные и финансовые ресурсы. Они устали от недостатка гибкости и смятения в цехах из-за необходимости реагировать на изменяющийся в последнюю минуту потребительский спрос. Они расстроены и разочарованы постоянной спешкой и методом размещения комплектующих, при котором приходится «ограбить Питера, чтобы отдать Полу». Многочисленные факты дефицита комплектующих все еще являются бедствием для производственных линий, даже несмотря на бесконечные операции по перемещению запасов и множество системных отчетов.
Хотя гибкость ограничена MRP-системой, менеджеры, управляющие материальными запасами, обнаружили, что они должны соблюдать интересы и всей организации в целом. Достижение целей отделов и организации выстроено вокруг управления и поддержания MRP-системы. Размеры партий определены на таком уровне, чтобы оптимизировать использование производственных мощностей и максимизировать экономичность, а запасы зафиксированы так, чтобы удовлетворять квотам отделов продаж и маркетинга. Отдел закупок установил минимальный объем заказа для получения объемных скидок, а бухгалтерам, занимающимся расчетом себестоимости, дана директива минимизировать затраты на рабочую силу. Плюс ко всему, вице-президенту отдела сырья и материалов предоставляется коэффициент обращения на основе минимального уровня запасов.
Трудно решить, какой из этих приоритетов необходимо удовлетворять. Может быть, им будет приоритет, основанный на том, кто сегодня громче крикнет? Сохранится ли сегодняшнее приоритетное направление таковым завтра? Будут ли нужды производства принесены в жертву финансовым нуждам, или эффективность будет принесена в жертву задачам отдела запасов? Является ли MRP-система системой управления производством, или это система управления корпоративной иерархией и корпоративными задачами? Является ли производство собакой, виляющей своим хвостом (организационными потребностями), или же хвост организационных нужд виляет собакой производства? Кто должен быть разочарован, а кто получить преимущество? Где должна быть лояльность?
Посреди криков: «Система не позволит мне это сделать!», вырастает ряд конфликтующих целей.