Задачи банка долгосрочного кредитования промышленности
Рубрика: Банковская система СССР§ 11. На БДК было возложено, во-первых, организовать финансовый контроль за расходованием клиентами средств, получаемых по долгосрочным ссудам и безвозвратным выдачам, во-вторых, установить правильные, с народнохозяйственной и банковской точки зрения, условия долгосрочного кредитования промышленных предприятий и, в-третьих, проводить долгосрочное кредитование с обеспечением достаточной маневренной способности банка (т. е. его способности мобилизации средств, когда это необходимо) и строго придерживаясь рамок плана. Таким образом центр тяжести работы банка лежит в планово-контрольной работе. Ему предстоит организовать оборот и возврат тех средств, которые передаются через посредство БДК на промышленное строительство. Путем включения определенных условий в договор о предоставлении кредита, БДК получает значение регулятора накоплений, возвращающихся в обще-государственный фонд долгосрочного кредитования. Банковский контроль играет важную роль не только для долгосрочных, но и для краткосрочных Кредитных учреждений Советского Союза. Если для советских банков не является исходным и определяющим моментом—прибыльность операций, то зато для них особенно важно, чтобы средства, отпускаемые банками, получали фактически то применение, которое установлено соответствующими финансовыми планами. Этим БДК содействует плановому промышленному строительству.
§ 12. Основная задача системы городских и коммунальных банков—финансирований жилищного и коммунальною строительства. Это финансирование осуществляется, главным образом, за счет специальных ассигнований. Так, долгосрочное кредитование по системе коммунальных банков должно дать прирост к концу пятилетки на 3 1/2 млрд. руб., причем собственное накопление и капиталы дают прирост в сумме только 325 млн. руб., а основная сумма прироста—3175 млн. руб. падает на специальные ассигнования.
Общая же картина развития долгосрочного финансирования всего народного хозяйства в целом рисуется в следующем виде. Прирост задолженности по долгосрочному кредитованию в целом к концу пятилетки (1932/33 г.) по оптимальному варианту предположен в сумме 9 300 млн. руб., из них 3 800 млн. руб. будет распределено через БДК, 3V2 млрд. руб. — через систему коммунального кредита и 2 млрд. руб.—через систему сельскохозяйственного кредита.
Общая сумма прироста по всему Долгосрочному кредитованию покрывается за счет прироста следующих ресурсов: основных капиталов—40 млн. руб., накопления и запасных капиталов 550 млн. руб., специальных капиталов и ассигнований 6 275 млн. руб., долгосрочных вкладов 1950 млн. руб. и прочих источников 125 млн. руб.
Из общего фонда долгосрочного кредитования 9 300 млн. руб. промышленность получит 3,8 млрд. руб., сельское хозяйство 2 млрд. руб., жилстроительство 2 750 млн. руб., коммунальное хозяйство 550 млн. руб. и культурно-бытовое строительство 200 млн. руб.
Ресурсы долгосрочного кредитования при капитализме образуются за счет фондов денежного рынка: в первую очередь путем эмиссии акций, облигаций и закладных листов, во вторую очередь за счет аккумуляции вкладов банковой системой и лишь в третью очередь и в самых незначительных размерах—за счет правительственных ассигнований (преимущественно на сельское хозяйство и реже на транспорт и промышленность).
Совершенно иную картину представляет, как мы видим из приведенных данных, строение ресурсов долгосрочного кредитования социалистического строительства. Здесь самым главным источником являются специальные государственные ассигнования. Но и всеми прочими ресурсами также распоряжается пролетарское государство. Поэтому и распределение всех фондов долгосрочного кредитования между отраслями народного хозяйства целиком определяется теми задачами экономической политики, которые ходом исторического развития поставлены перед пролетарским государством.