Новейшая «фузия» двух крупнейших немецких банков
Рубрика: Банковская система Германии и Австрии§ 15. В самое последнее время вновь чрезвычайно усилился процесс концентрации немецких банков. В конце сентября 1929 г. правления двух крупнейших банков — «Дейтше банк» и «Дисконто Гезельшафт» объявили о полном слиянии (фузии). В числе крупнейших немецких банков «Дейтше банк» был самым крупным. По данным на 30 сентября 1929 г. из общей суммы «кредиторов» по 7 крупнейшим банкам в сумме 10 821 млн. марок, «Дейтше банк» располагал 2 610,4 млн. марок, более чем на 1 млрд. марок превышая сумму кредиторов «Дисконто Гезелыпафт» и «Коммерц унд Провинциальбанк» и на 72 млрд. марок «Дрезденский» и «Дармштадтский» банки. «Дейтше банк» был на первом месте и по объему контокоррентного кредитования, консорциальному участию и т. д.
После же слияния с «Дисконто Гезелыпафт» «Дейтше банк» становится финансовым гигантом Германии, оставляя далеко «позади себя все прочие крупные банки. По балансовым данным на 30 сентября 1929 г. этому объединенному банку «Дейтше банк унд Дисконто Гезельшафт» из общей суммы кредиторов всех 100 банков Германии—14211,8 млн. марок принадлежат 4 086,0 млн. марок, что составляет около 40% всей суммы кредиторов 6 крупнейших берлинских банков. Также и по активным операциям объединенному банку принадлежит значительная часть общего баланса всех 100 немецких банков, а по дебиторам по контокорренту также около 40% сводного баланса 6 крупнейших банков.
Но эти цифры еще не дают полного представления о финансовой мощи нового банкового концерна.
Дело в том, что каждый из этих банков контролировал ряд других банков и промышленных объединений. «Дейтше банк» перед слиянием имел 182 филиала в Германии, 7 филиалов за границей, 104 депозитных кассы в Германии и контролировал 4 крупных банка с суммой капитала на 31 августа 1929 г. 76 млн. марок и резервов 28,5 млн. марок. «Дейтше, банк» кроме того контролирует и участвует в крупнейших монополистических объединениях, как например «Миттель-Дейтше-Штальверке», «Феникс», «Всеобщая компания электричества», «Симменс-Шуккерт», «Уфа» и т. д. Также и «Дисконто Гезельшафт» контролирует ряд банков и промышленных объединений в Германии и за границей.
При наличии сложной системы участий установить точную финансовую мощь этого нового банкового концерна не представляйся никакой возможности. Несомненно только, что эта новая «фузия» представляет собой крупнейший шаг в истории германского финансового капитализма и вероятно один из последних шагов этой истории. Осуществляя концентрацию, германские финансово-капиталистические группы консолидируют свои силы и выходят на арену конкурентной борьбы с такими финансовыми гигантами, как лондонский «Мидлэнд-Вэнк» и американский «Нейшенель-Сити-Бэнк». Но и внутри Германии отмеченный факт концентрации, суживая сферу конкуренции, еще более усиливает ее остроту и порождаемые ею противоречия.