Сельскохозяйственный кредит в САСШ
Рубрика: Банковская система США§ 19. Чтобы закончить рассмотрение банковой системы Североамериканских соединенных штатов, нам остается сказать несколько слов об основных специальных кредитных учреждениях этой страны. На первом плане здесь стоит ипотечный сельскохозяйственный кредит. Нужно заметить, что система сельскохозяйственного и ипотечного кредита Северо-американских соединенных штатов довольно пестра и сложна. С одной стороны, все рассмотренные нами тины банков прямо или косвенно занимаются ипотечным (под залог земель и городской недвижимости) и сельскохозяйственным производительным кредитом, с другой стороны, имеется специальная, созданная центральной властью в 1916 г., система сельскохозяйственного кредита, называемая «Федеральной системой ссуд фермерам», и, наконец, с третьей стороны, в кредитовании сельского хозяйства принимают участие страховые общества и частные банкиры.
Не имея возможности рассматривать подробно весь этот сложный механизм, мы лишь вкратце охарактеризуем Федеральную систему ссуд фермерам. Эта последняя в организационном отношении имеет много общего с Ф. Р. С: вся территория Северо-американских соединенных штатов разбита на 12 округов и в каждом из них учрежден федеральный земельный банк. Капиталы этих банков составляются путем продажи акций, но в действительности большая часть капиталов этих банков принадлежит центральному правительству и таким образом фактически это не частные, но государственные банки. Фонды кредитования этих банков создаются выпуском специальных облигаций, обеспеченных закладными на землю заемщиков. Каждый банк может выпустить облигаций на сумму, максимум в 20 раз превышающую их собственный капитал. Ф. 3. Б. (федеральные земельные банки), аналогично Ф. Р. Б., являются своего рода банками банков, ибо они кредитуют не непосредственно фермеров (арендаторов и землевладельцев), но «национальные ассоциации фермерского кредитования», которые представляют собой объединения заемщиков. Эти ассоциации несут ответственность за первичного заемщика, для чего члены ассоциации вносят паевые взносы и в двукратном размере несут ответственность за дела ассоциации. Ассоциации кредитуются лишь после утверждения их Ф. 3. Б. и подлежат контролю этих последних.
Ф. 3. Б. могут кредитовать и индивидуальных фермеров, но обязательно при посредничестве какого-либо банка или трест-компании. Ф. 3. Б. выдают исключительно долгосрочные производственные целевые ссуды по твердому проценту. Кроме Ф. 3. Б., в состав Ф. С. сельскохозяйственного кредита входят и частные акционерные земельные банки, которые также имеют право выпуска закладных листов. Это, так сказать, штатные земельные банки, ибо их деятельность ограничена 1 — 2 штатами. Эти банки имеют большую свободу действий, чем Ф. 3. Б., и непосредственно связаны с первичными заемщиками. Однако и эти банки так же, как и Ф. 3. Б., находятся под контролем центрального органа всей системы сельскохозяйственного кредита—Фарм Лоои Боорд (Палаты фермерского кредита).
В 1923 г. в дополнение к описанной системе было создано 12 банков среднесрочного кредита, акции которых также находятся в руках центрального правительства. Эти банки так же, как и Ф. 3. Б., связаны не с первичными заемщиками, но с кредитными посредниками. Они переучитывают векселя фермеров, предъявляемые им как банками, так и специальными обществами по кредитованию скотоводов, сельскохозяйственными кредитными кооперативами и пр. Срочность этих векселей от 6 месяцев до 3 лет. Фонды кредитования этих банков создаются, с одной стороны, выпуском облигаций, а с другой стороны, вторичным переучетом векселей в Ф. Р. Б. Тем самым эти банки среднесрочного сельскохозяйственного кредита осуществляют связь с Ф. Р. С, пользуясь ее финансовой поддержкой.