Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Сущность новых методов краткосрочного кредитования промышленности

Рубрика: Банковская система СССР

§ 8. Эта совершенно своеобразная роль советского контокоррента с полной отчетливостью выявляется в положениях и инструкциях по кредитованию основных отраслей народного хозяйства, разработанных Госбанком в развитие постановления правительства о кредитной ре­форме. Пункт первый «основных положений но кредитованию промыш­ленности» гласит:

«Взаимоотношения банка с промышленностью должны строиться, исходя из положенных в основу кредитной реформы и реорганизации управления промышленностью установок на:

а) улучшение методов плановой работы кредитной системы и уси­ление ее роли как фактора, внедряющего плановое начало в народное хозяйство;

б) всемерное расширение и углубление хозрасчета на производстве;

в) рационализацию краткосрочного кредитования народного хозяйства;

г) превращение Госбанка в расчетный центр всего народного хо­зяйства;

д) использование Госбанка в качестве сигнализатора отклонений на производстве от количественных и качественных заданий плана».

Все перечисленные здесь «установки» ничего общего не имеют с «установками» капиталистических банков и в том числе центральных эмиссионных банков. Здесь «установка» взята на превращение Гос­банка в расчетный и контрольный орган всей промышленности в це­лом. Госбанк берет на себя контролирование производства и движения промышленной продукции внутри обобществленного сектора, причем это движение происходит преимущественно без наличных денег, путем бух­галтерских проводок (записей):

«Все расчеты промышленных объединений между собой и с хозорганами других отраслей хозяйства, а равным образом все расчеты внутри объединения между правлением объединения, его частями (снабжение, сбыт и т. п.) и предприятиями проводятся через Госбанк в порядке безналичных расчетов путем перечисления со счета на счет с прибли­жением расчетов и документооборота к товародвижению».

Особенно важное значение имеет это «приближение расчетов и документооборота к товародвижению» (фактически это уже есть дви­жение не товара, но продукта). Это достигается при помощи плано­вого лимитирования (ограничения) контокоррентной задолженности:

«Система кредитования и расчетов промышленности должна быть построена таким образом, чтобы отклонение от установленного пла­ном сальдо по контокоррентному счету предприятия, с учетом данных о выполнении им количественных заданий по производственной программе, давало банку возможность сигнализировать невыполнение предприятием качественных заданий плана себестоимость и мобилизация внутренних ресурсов)».

В общем может быть нарисована такая картина «кредитования» промышленности; Каждое предприятие имеет свой промфинплан, утверж­денный вышестоящими органами и согласованный с общим промфинпланом промышленности. В промфинплане указано, какими именно ре­сурсами в денежном выражении располагает данное предприятие. Ли­мит по контокорренту Госбанка является составной и твердой частью промфинплана. В рамках этого лимита это предприятие может «поку­пать» «за наличные» продукцию у других предприятий. Но ведь про­дукция этих других предприятии и ее распределение по твердым це­нам также определено планами этих предприятий. Следовательно «покупка за наличные» будет означать не что иное, как передачу одним пред­приятием другому выработанной последним продукции. Это движение продукции будет отмечено в книгах банка, а именно «задолженность» предприятия А («покупателя») будет увеличена, а «задолженность» предприятия В («продавца») будет на эту же сумму сокращена.

По существу же здесь произошло перемещение продукции из одною пункта в другой, а не «обращение товаров», как при капитализме. Поэтому по сути дела здесь (в обобществленном секторе) нет ни по­купателей, пи продавцов ни коммерческого, ни банковского кредита, ибо все эти категории предполагают наличие независимых друг от друга товаропроизводителей.

Поскольку госпредприятия в теперешних условиях лишены той само­стоятельности, которой они обладали в первые годы нэпа, поскольку связь между ними устанавливается планами, а не рынком и не ком­мерческим кредитом, постольку здесь нет по существу ни коммерче­ского, ни банковского кредита. Распоряжение «банковским кредитом» в рамках контокоррентного лимита означает лишь то, что данное пред­приятие имеет получить от общества априорно (наперед) установленную долю общественной продукции.

Но конечно возможны плановые просчеты: допустим, что налицо нет той продукции, которая нужна предприятию В. В этом случае по­следнее не может воспользоваться открытым ему контооррентным кре­дитом; поскольку же не происходит реального продуктодвижения, по­стольку нет изменений и в состоянии контокоррентного счета; и наоборот, движение продукции вызывает и движение в состоянии контокоррент­ных счетов, с одной стороны, «покупателя», с другой—«продавца». Если вместо списывания суммы со счета на счет предприятию потребуются наличные, а именно в форме банкнот, то движению этих банкнот должно соответствовать реальное движение продукции, ибо эти банкноты выда­ются для расплаты за наличные продукты по определенным ценам. Та­ким образом инфляция здесь исключена.

Если же налицо не будет той продукции, которая нужна данному предприятию, то его лимит остается неиспользованным. Это конечно нарушает промфинплан данного предприятия. Причины этого могут быть двоякие: либо в том, что другие предприятия не выполнили свои промфинпланы, либо в том, что сумма лимитов была запроектирована Госбанком выше того, что может реально дать промышленность со­гласно ее промфинплану. Плановые просчеты возможны, но эта сторона дела нас сейчас не интересует. Для нас важно установить лишь то, что новый порядок «финансирования» по существу сводится к opганизованному движению продукции в рамках обобществленного сектора, и учету этою движения путем бухгалтерских записей и получения-выдач банкнот Госбанком. Госбанк же становится центральным реги­стратором (бухгалтерией) и одновременно центральным контрольным органом процесса «обмена веществ» в общественном секторе. И вполне правильно председатель правления Госбанка т. Пятаков сказал но поводу проведенной реформы:

«Для банковского «произвола», правда, эта реформа ставит жесткие пределы. Банк должен вести свою работу в полном соответствии с материальным процессом оборота. Поскольку всякого рода фикции исчезнут, постольку основой для предоставления средств явятся только план и действительный процесс материального производства и распре­деления. Предоставление средств со стороны банка определяется со­вершенно ясными и точными материальными моментами. Банк не стано­вится и не должен становиться органом, управляющим в какой бы то ни было степени нашим хозяйством или хозяйственными предприятиями. Этим делом занимаются другие органы, на коих эта задача возложена. Но, осуществляя новую систему «кредитования», Госбанк становится мощным рычагом в руках как правительства, так и органов, управляю­щих теми или иными отраслями хозяйства или предприятиями для осу­ществления и проведения всех плановых заданий».

Контрольные функции банков т. Пятаков характеризует следующим образом «Когда же плановые задания нарушаются, установленный для данного предприятия лимит оказывается недостаточным, банк немедленно дает сигнал о неблагополучии на данном предприятии. Когда может оказаться, что плановый кредитный лимит (предельное дебетовое сальдо по контокорренту) оказывается недостаточным? Тогда, когда, во-первых, предприятие сдало продукции меньше, чем ему было задано, во-вторых, когда фактически себестоимость оказалась выше плановой расчетной цены, в-третьих, когда фактические материальные остатки (готовые товары, топливо, полуфабрикаты и т. д.) оказались больше плановых предположений. Во всех этих случаях мы имеем дело с нарушением плана со стороны производственного пред­приятия. Во всех таких случаях вина за то, что предприятие не уложилось в лимит, целиком ложится на самое предприятие, и предприятие должно в самом себе найти средства исправления создавшегося положения. Разумеется, могут быть ошибки в плане. В таких случаях, когда мы имеем дело с ошибками в плане, предприятие должно доказать своему управляющему органу (объединению), что здесь была допу­щена ошибка, и эта ошибка должна быть исправлена. В порядке текущей работы по исполнению плана эта ошибка точно так жо исправляется. В тех же случаях, когда ошибки в плановых заданиях не было, а есть вина предприятия, должны быть при­няты соответствующие меры для исправления положения. В этом и заключается огромной народнохозяйственной важности автоматическая контрольная роль Гос­банка».





Метка: