Сущность новых методов краткосрочного кредитования промышленности
Рубрика: Банковская система СССР§ 8. Эта совершенно своеобразная роль советского контокоррента с полной отчетливостью выявляется в положениях и инструкциях по кредитованию основных отраслей народного хозяйства, разработанных Госбанком в развитие постановления правительства о кредитной реформе. Пункт первый «основных положений но кредитованию промышленности» гласит:
«Взаимоотношения банка с промышленностью должны строиться, исходя из положенных в основу кредитной реформы и реорганизации управления промышленностью установок на:
а) улучшение методов плановой работы кредитной системы и усиление ее роли как фактора, внедряющего плановое начало в народное хозяйство;
б) всемерное расширение и углубление хозрасчета на производстве;
в) рационализацию краткосрочного кредитования народного хозяйства;
г) превращение Госбанка в расчетный центр всего народного хозяйства;
д) использование Госбанка в качестве сигнализатора отклонений на производстве от количественных и качественных заданий плана».
Все перечисленные здесь «установки» ничего общего не имеют с «установками» капиталистических банков и в том числе центральных эмиссионных банков. Здесь «установка» взята на превращение Госбанка в расчетный и контрольный орган всей промышленности в целом. Госбанк берет на себя контролирование производства и движения промышленной продукции внутри обобществленного сектора, причем это движение происходит преимущественно без наличных денег, путем бухгалтерских проводок (записей):
«Все расчеты промышленных объединений между собой и с хозорганами других отраслей хозяйства, а равным образом все расчеты внутри объединения между правлением объединения, его частями (снабжение, сбыт и т. п.) и предприятиями проводятся через Госбанк в порядке безналичных расчетов путем перечисления со счета на счет с приближением расчетов и документооборота к товародвижению».
Особенно важное значение имеет это «приближение расчетов и документооборота к товародвижению» (фактически это уже есть движение не товара, но продукта). Это достигается при помощи планового лимитирования (ограничения) контокоррентной задолженности:
«Система кредитования и расчетов промышленности должна быть построена таким образом, чтобы отклонение от установленного планом сальдо по контокоррентному счету предприятия, с учетом данных о выполнении им количественных заданий по производственной программе, давало банку возможность сигнализировать невыполнение предприятием качественных заданий плана себестоимость и мобилизация внутренних ресурсов)».
В общем может быть нарисована такая картина «кредитования» промышленности; Каждое предприятие имеет свой промфинплан, утвержденный вышестоящими органами и согласованный с общим промфинпланом промышленности. В промфинплане указано, какими именно ресурсами в денежном выражении располагает данное предприятие. Лимит по контокорренту Госбанка является составной и твердой частью промфинплана. В рамках этого лимита это предприятие может «покупать» «за наличные» продукцию у других предприятий. Но ведь продукция этих других предприятии и ее распределение по твердым ценам также определено планами этих предприятий. Следовательно «покупка за наличные» будет означать не что иное, как передачу одним предприятием другому выработанной последним продукции. Это движение продукции будет отмечено в книгах банка, а именно «задолженность» предприятия А («покупателя») будет увеличена, а «задолженность» предприятия В («продавца») будет на эту же сумму сокращена.
По существу же здесь произошло перемещение продукции из одною пункта в другой, а не «обращение товаров», как при капитализме. Поэтому по сути дела здесь (в обобществленном секторе) нет ни покупателей, пи продавцов ни коммерческого, ни банковского кредита, ибо все эти категории предполагают наличие независимых друг от друга товаропроизводителей.
Поскольку госпредприятия в теперешних условиях лишены той самостоятельности, которой они обладали в первые годы нэпа, поскольку связь между ними устанавливается планами, а не рынком и не коммерческим кредитом, постольку здесь нет по существу ни коммерческого, ни банковского кредита. Распоряжение «банковским кредитом» в рамках контокоррентного лимита означает лишь то, что данное предприятие имеет получить от общества априорно (наперед) установленную долю общественной продукции.
Но конечно возможны плановые просчеты: допустим, что налицо нет той продукции, которая нужна предприятию В. В этом случае последнее не может воспользоваться открытым ему контооррентным кредитом; поскольку же не происходит реального продуктодвижения, постольку нет изменений и в состоянии контокоррентного счета; и наоборот, движение продукции вызывает и движение в состоянии контокоррентных счетов, с одной стороны, «покупателя», с другой—«продавца». Если вместо списывания суммы со счета на счет предприятию потребуются наличные, а именно в форме банкнот, то движению этих банкнот должно соответствовать реальное движение продукции, ибо эти банкноты выдаются для расплаты за наличные продукты по определенным ценам. Таким образом инфляция здесь исключена.
Если же налицо не будет той продукции, которая нужна данному предприятию, то его лимит остается неиспользованным. Это конечно нарушает промфинплан данного предприятия. Причины этого могут быть двоякие: либо в том, что другие предприятия не выполнили свои промфинпланы, либо в том, что сумма лимитов была запроектирована Госбанком выше того, что может реально дать промышленность согласно ее промфинплану. Плановые просчеты возможны, но эта сторона дела нас сейчас не интересует. Для нас важно установить лишь то, что новый порядок «финансирования» по существу сводится к opганизованному движению продукции в рамках обобществленного сектора, и учету этою движения путем бухгалтерских записей и получения-выдач банкнот Госбанком. Госбанк же становится центральным регистратором (бухгалтерией) и одновременно центральным контрольным органом процесса «обмена веществ» в общественном секторе. И вполне правильно председатель правления Госбанка т. Пятаков сказал но поводу проведенной реформы:
«Для банковского «произвола», правда, эта реформа ставит жесткие пределы. Банк должен вести свою работу в полном соответствии с материальным процессом оборота. Поскольку всякого рода фикции исчезнут, постольку основой для предоставления средств явятся только план и действительный процесс материального производства и распределения. Предоставление средств со стороны банка определяется совершенно ясными и точными материальными моментами. Банк не становится и не должен становиться органом, управляющим в какой бы то ни было степени нашим хозяйством или хозяйственными предприятиями. Этим делом занимаются другие органы, на коих эта задача возложена. Но, осуществляя новую систему «кредитования», Госбанк становится мощным рычагом в руках как правительства, так и органов, управляющих теми или иными отраслями хозяйства или предприятиями для осуществления и проведения всех плановых заданий».
Контрольные функции банков т. Пятаков характеризует следующим образом «Когда же плановые задания нарушаются, установленный для данного предприятия лимит оказывается недостаточным, банк немедленно дает сигнал о неблагополучии на данном предприятии. Когда может оказаться, что плановый кредитный лимит (предельное дебетовое сальдо по контокорренту) оказывается недостаточным? Тогда, когда, во-первых, предприятие сдало продукции меньше, чем ему было задано, во-вторых, когда фактически себестоимость оказалась выше плановой расчетной цены, в-третьих, когда фактические материальные остатки (готовые товары, топливо, полуфабрикаты и т. д.) оказались больше плановых предположений. Во всех этих случаях мы имеем дело с нарушением плана со стороны производственного предприятия. Во всех таких случаях вина за то, что предприятие не уложилось в лимит, целиком ложится на самое предприятие, и предприятие должно в самом себе найти средства исправления создавшегося положения. Разумеется, могут быть ошибки в плане. В таких случаях, когда мы имеем дело с ошибками в плане, предприятие должно доказать своему управляющему органу (объединению), что здесь была допущена ошибка, и эта ошибка должна быть исправлена. В порядке текущей работы по исполнению плана эта ошибка точно так жо исправляется. В тех же случаях, когда ошибки в плановых заданиях не было, а есть вина предприятия, должны быть приняты соответствующие меры для исправления положения. В этом и заключается огромной народнохозяйственной важности автоматическая контрольная роль Госбанка».