Частные нотные банки. Кредитные банки
Рубрика: Банковская система Германии и Австрии§ 13. Как мы видим из баланса, золотой запас Рейхсбанка настолько велик, что превышает контингент покрытия (40%) и таким образом эмиссия свободна от обложения. На то же число сумма эмиссии 4 частных «нотных банков» составляла:
Баварского банка……….68 млн. мар.
Саксонского банка……….65,2 » »
Вюртембергского банка…….25,4 » »
Баденского банка ……….20,8 » »
Итого …. 179,4 » »
Ясно, что в сравнении с 4 337 млн. марок эмиссии Рейхсбанка нельзя говорить о более или менее заметной роли эмиссии остальных четырех банкнотно-эмиссионных банков, сумма эмиссии которых не составляет даже 1/23 эмиссии Рейхсбанка.
Кредитные банки
§ 14. Германия является классической страной финансового капитала. Здесь наиболее полного развития достигло «сращивание» банкового капитала с промышленным и гегемония финансового капитала. Процесс концентрации банков привел к тому, что перед войной несколько крупнейших банков сосредоточили в своих руках большую часть пассивных и активных операций всей германской банковой системы. Кроме того эти крупнейшие банки через систему «участий»» и «влияний» контролировали деятельность юридически самостоятельных банков.
Так например, самый крупный немецкий депозитный банк «Дейтше банк» при капитале в 72 млн. марок еще в 1910 г. распоряжался обширной группой акционерных банков с капиталом почти /2 млрд. марок и около 1 1/3 млрд. привлеченных ими средств. Но одновременно тот же «Дейтше банк» был связан с крупнейшими монополистическими объединениями в промышленности. Таково же положение и других крупнейших банков, которые называются обычно «Д-банками», так как названия этих банков начинаются с буквы Д, а именно: Дейтше банк, («Немецкий банк»), Дисконтное общество, Дармштадский банк и Дрезденский банк.
Одной из характерных особенностей германской кредитной системы является активная роль германских «кредитных банков» на рынке ссудных капиталов: начиная с конца XIX в. эти банки концентрируют в своих руках большую часть спроса и предложения ссудных капиталов на денежном рынке и в связи с этим «фондовая биржа» оказывается в руках крупнейших банков: «До войны берлинская биржа,— говорит один знаток этого вопроса, — не могла сравняться с лондонской, парижской или брюссельской: она была скорее местом для расчетов по поручениям банков, нежели свободным рынком».
Все немецкие депозитные банки, называемые в Германии «кредитными банками», сильно пострадали в период инфляции: ресурсы, которыми они располагали (как собственные, так и привлеченные средства), таяли вместе с обесценением марки, хотя и росли в номинальном выражении.
В результате инфляции некоторые промышленные объединения освободились от зависимости банков, но зато попали «под контроль» иностранных финансовых групп. Однако по мнению немецких специалистов «все же крупные группы предприятий продолжают оставаться в финансовом подчинении у банков (немецких), управляющих ими по единообразному плану большей частью с характерным для европейского континента пренебрежением к интересам самостоятельных акционеров».
Вследствие инфляции балансы «кредитных банков» сильно сжались к концу 1923 г. Так итог сводного баланса всех акционерных банков на 31 декабря 1923 г, показывал в золотых марках 3,48 млрд. марок при довоенном балансе (на 31 декабря 1913 г.) 17,17 млрд. марок; в пассиве на указанные даты акционерный капитал составлял менее 1 млрд. марок против 3,37- млрд. марок до войны; «кредиторы» (вклады и текущие счета без вкладов банков) 1,99 млрд. марок против 9,72 млрд. марок, акцепты 8 млрд. марок против 2,5 млрд. марок; в активе учтенные векселя составляли 224 млн. марок против 372 млрд. марок, дебиторы по контокорренту —1 1/4 млрд. марок против 9,8 млрд. марок и наконец цепные бумаги 7 млрд. марок против 1,1 млрд. марок. Таковы колоссальные потери германской банковой системы в итоге всего периода военной и послевоенной инфляции. Неудивительно, что при наличии таких колоссальных потерь германские банки в целом утратили свое прежнее влияние на промышленность, которая в противоположность банкам значительно выиграла от инфляции. В.результате инфляции она легко освободилась от бремени своей задолженности банкам. Инфляция таким образом разорвала целый ряд тех мощных финансовых узлов, которые до войны тесно связывали банки и промышленность. Однако процесс сращивания банков и промышленности в настоящее время вновь возобновился. Этот процесс развивается в том же направлении, т. е. по линии образования мощных группировок финансового капитала.
По окончании инфляционного периода банки начинают оправляться, но до сих пор объем их операций на много меньше довоенного. Однако небольшое число крупнейших берлинских банков сохранило прежнее господствующее положение в банковой системе Германии, как это видно из сравнения данных на 30 сентября 1929 г. по семи берлинским банкам и всем прочим «кредитным банкам» Германии, на основании которых составлена следующая диаграмма (стр. 332).
Отличительная черта германских депозитных банков с самого момента их возникновения в XIX в. и до настоящего времени — это широчайший универсализм их операций. От мелких комиссионных поручений и краткосрочного кредитования торговли вплоть до долгосрочного капитального финансирования и длительного участия в промышленных организациях — такова сфера деятельности германских «кредитных банков».
Эти банки являются фундаментом всей системы германского финансового капитализма и мощным орудием эксплуатации рабочего класса.