Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Экономические предпосылки кредитной реформы 1930 г.

Рубрика: Банковская система СССР

§ 1. В предыдущей главе мы отметили, что перед банковской си­стемой СССР стоят огромной важности задачи на пути организации подлинно социалистических форм распоряжения ресурсами общества. И как раз в то время, когда печаталась наша книга (конец 1929 г. и начало 1930 г.), правительство СССР осуществило коренную реформу кредита, цель которой в основном заключалась в более или менее пол­ном разрешении отмеченных выше задач.

1929 г. был «годом великого перелома». В течение этого года де­ло строительства социализма далеко подвинулось вперед. Мощный рост индустрии, широчайший размах социалистического соревнования, подъем коллективизации в деревне, перевыполнение пятилетки по всем важнейшим ее элементам,—настоятельно требовали срочной и ре­шительной перестройки кредитной системы и изменения форм и мето­дов кредитования. Кредитная реформа была декретирована ЦИКом и Совнаркомом СССР 30 января 1930 г.

Основной порок дореформенной кредитной системы. Противоречие между плановым распределе­нием продукции и коммерческим кредитом

§ 2. В чем заключались недостатки старой кредитной системы и прежних форм и .методов кредитования? Основной порок дореформен­ной кредитной системы СССР заключался в том, что при коренном изменении сущности и функций кредита в СССР методы кредитова­ния и организационное построение кредитного аппарата СССР пре­имущественно копировали капиталистическую кредитную систему.

Во взаимоотношениях государственных и кооперативных организа­ций юридическая сила векселя, так называемое «право вексельного про­теста», не имеет никакого значения: в наших условиях подлинный «про­тест векселя» и продажа с молотка имущества неисправного должника, напр. какого-либо государственного промышленного предприятия, абсо­лютно невозможны. В наших условиях отпуск товаров каким-либо промышленным предприятиям торговому предприятию определяется не рынком, не ценой товара, не кредитоспособностью должника и наконец отнюдь не возможностью со стороны этого предприятия учесть по ры­ночной норме процента «здоровые» векселя в банке. В обобществлен­ном секторе движение продукции в основном определяется планом, и поэтому отпадает регулирующее значение для процесса товародви­жения рыночной цены, векселя и кредитоспособности, а также бан­ковской учетной политики. Все эти формы не соответствуют их содержанию в плановой системе. Понятия «кредитоспособности», «тор­гового векселя», «коммерческого кредита» и наконец «банковской учет­ной политики» лишаются своего истинного значения. Если все эти мо­менты присущи капитализму и абсолютно для него необходимы, то в плановой и обобществленной системе производства они являются излиш­ними, затемняющими и осложняющими плановую работу.

Наличие широко развитых непосредственных коммерчески — кредит­ных отношений между государственными и кооперативными предприя­тиями приводило к тому, что Госбанк не мог полностью планово контролировать движение выдаваемых им кредитов. Дело в том, что каждое предприятие могло получать кредиты не только у Госбанка и у других банков, но также и у других промышленных и тор­говых предприятий. Но этого мало, каждое предприятие само в свою очередь оказывало кредит другим предприятиям. Между Госбан­ком и его конечным должником вклинивалась целая серия кредитных посредников, что, с одной стороны, удорожало кредит, осложняло его движение, а с другой стороны, лишало Госбанк возможности знать, кто же в конечном счете пользуется ею кредитом. Допустим, что Гос­банк предоставил какой-либо отрасли промышленности 200 млн. руб. Значит ли это, что он действительно кредитовал именно эту отрасль промышленности на 200 млн. руб.? Этого нельзя было определенно сказать, так как эта отрасль могла в свою очередь кредитовать другую отрасль промышленности или торговли на 100 или даже 200 млн. руб. Так, например, по расчетам В. Шера ВТС (Всероссийский текстильный синдикат) по данным за 1928 г. весь полученный им банковский кре­дит фактически передал госторговле и кооперации, а от промышлен­ности пользовался кредитом в такой сумме, в какой сам в свою очередь ее кредитовал. Обратное положение у ВМС (Всероссийский машинный синдикат), который не только удержал в своих руках весь полученный им банковский кредит в сумме 67 млн. руб., но сверх этого еще в порядке коммерческо-кредитных операций получил разницу (кредитовое сальдо) в сумме 21,7 млн. руб.

Нечего и говорить, что при таких условиях плановость кредито­вания нельзя было довести до конца. Балансовые и статистические дан­ные Госбанка не могли отражать действительного распределения кре­дитов. При наличии множества посредствующих кредитных звеньев и «перекачки» кредитов из одних отраслей народного хозяйства в другие, планирование кредита затруднялось.

Далее следует отметить, что мет никакой возможности при нали­чии абстрактной платежной формы векселя ограничить банковский учет только подлинными товарными векселями. Так например, уста­новлено, что так называемые «авансовые векселя» (по существу фи­нансовые векселя), выдававшиеся предприятиями в оплату будущих то­варов, или так называемые «обеспечительные векселя», которыми обеспечивались заключенные договора, фигурировали довольно широко в нашем коммерческом обороте. Часть этих векселей в конечном счете попадала в Госбанк и следовательно служила покрытием банкнот­ной эмиссии. По расчетам специальной комиссии по исследованию это­го вопроса, выделенной Госбанком в 1928 г., авансовые векселя в портфеле Госбанка достигали 200—260 млн. руб.

Все изложенное показывает, что постановление ЦИКа о кредитной реформе совершенно правильно исходит из того, что «существовавшая до сих пор система отпуска товаров в кредит в обобществленном секторе, приводившая к усложнению путей прохождения кредита и затруднениям при его планировании, должна быть ликвидирована»…

Большинство предприятий не могут по своему собственному усмот­рению отпускать или получать товары в кредит: каждое предприятие выдает и получает определенную массу продукции и в определенные сроки, устанавливаемые планами. А раз так, значит совершенно дол­жен быть ликвидирован коммерческий кредит. Итак плановая система распределения отрицает коммерческий кредит. Реформа1930г. разрешает это противоречие между плановым распределением и коммер­ческим кредитом: каким образом это противоречие разрешено, мы скажем ниже. Ошибаются те, кто думают, что здесь дело «просто» в замене коммерческого кредитования банковским. Как мы покажем ниже, в действительности дело обстоит не так «просто».





Метка: ,