Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Возникновение банков

Рубрика: История денежного обращения

Кредитные ассоциации в Италии

§ 5. С расширением торговых связей возникает необходимость и в расширении кредита, обслуживающего этот торговый оборот. Желая освободиться от ростовщиков и создать нормальный кредит для обслу­живания товарного обращения, торговые капиталисты уже в XII и XIV вв. в Венеции и Генуе учреждают «кредитные ассоциации», про­тотип современных банков.

«Эти кредитные ассоциации, — говорит Маркс, — были порождены потребностью морской торговли и основанной на этой последней оптовой торговли эмансипиро­ваться от господства старомодных ростовщиков и монополизаторов торговли деньгами. Если настоящие банки, основанные в этих городских республиках, представляли в то же время учреждения общественного кредита, то не следует забывать, что купцы, образовавшие эти ассоциации, сами были первыми людьми в этих государствах и являлись одинаково заинтересованными как в том, чтобы освободить от ростовщиков свое правительство, так и в том, чтобы освободить от них самих себя; этими ме­рами они рассчитывали еще сильнее и прочнее подчинить себе государство».

Образование «жиро-банков»

§ 6. Всеевропейский кредитный кризис 1557 г. в связи с одновре­менным прекращением платежей королями Франции, Испании и Пор­тугалии, приведший к ряду крупных банкротств, с одной стороны, и все более растущая потребность капиталистического торгового обо­рота в кредите, с другой стороны, обусловили собой отрицательное отношение к частному банкирству и создание нового типа банков. Так в Венеции, после .банкротства последнего крупного частного банка Пизани в 1582 г., встал вопрос о создании государственного банка и запрещении частного банкирства. В 1587 г. такой банк был учреж­ден в Венеции, а в 1594 г. за ним было закреплено монопольное право учета векселей. Подобные же банки в конце XVI и в начале XVII вв. учреждаются в Милане (1593 г.), Амстердаме (1609 г.), Гам­бурге (1629 г.), Нюренберге (1621 г.) и пр.

Цель этих банков заключалась исключительно в облегчении торгово-платежного оборота: деньги, получаемые ими в качестве вкладов, должны были оставаться неприкосновенными. Выдаваемые банками вкладчикам вкладные свидетельства, так называемые «банковые деньги» («банковая марка» Гамбургского банка была равна 87 граммам чи­стого серебра), функционировали в торговом обороте как средства обращения. При посредстве этих банков сравнительно широко был развит жиро-оборот и зачет купцами взаимных долговых обязательств.

Один из компетентных современников характеризует деятельность такого «жиро­банка» следующими словами: «Амстердамский банк представляет такие удобства для всего торгового мира, что немыслимо себе представить, чтобы кто-либо, пожив не­которое время в этом городе, не занялся деловыми операциями, ибо с помощью этого банка можно ежедневно производить миллионные платежи посредством про­стых платежных ордеров, которые называются банковыми билетами».

Несмотря на клятвенные обещания не заниматься ссудными опе­рациями за счет депонированных сумм, соблазн был настолько велик, что эти депозитные банки нарушали «чистоту» своего принципа. Так установлено, что Венецианский банк ссужал крупные суммы государ­ству, а Амстердамский банк основательно финансировал Ост-индскую компанию, и именно в связи с этим он попал в затруднительное поло­жение, а курс его билетов резко упал в 1794 г.

Учреждение Английского банка

§ 7. Но это и не могло быть иначе: нет никакой нужды в том, чтобы держать в праздном состоянии денежный капитал. Для капи­талистической торговли и промышленности кредит, как мы знаем, является необходимостью: кредит необходим не только для обслужи­вания торгового обращения без наличных денег, но также и для аван­сирования новых капиталов и расширения процесса производства. На смену ростовщическому кредиту должен был прийти капиталистиче­ский банковский кредит. И именно в Англии—той стране, которая первая стала на путь промышленно-капиталистического развития, учреждается в 1694 г. Английский банк, который был капиталистическим банком в полном смысле слова. (Незадолго до этого был учрежден в Англии в 1683 г. «Кредитный банк».)

До учреждения Английского банка банкирское дело в Англии на­ходилось в руках «золотых дел мастеров» (ювелиров), которые выпол­няли основные банковские операции и, в частности, выпускали «ноты»— свидетельства на депонированные суммы. Эти банкиры были такими же ростовщиками, как и все средневековые банкиры: они взимали по 20—30% годовых за ссуды государству и частным предпринимателям.

Учреждению Английского банка предшествовало общественное дви­жение, возглавляемое Чайльдом и направленное против ростовщиче­ства. В английской экономической литературе последней трети XVII в. и начала XVHI в. ростовщичество берется под обстрел, и выдвигается требование освобождения торговли, промышленности и государствен­ных финансов от ростовщических пут. Вместе с тем в этих сочине­ниях выдвигаются проекты общественной организации кредита и со­здаются иллюзии его чудотворного действия.

В общем все это движение поощряло развитие современных форм капиталистического кредита и заключало в себе требование подчинить ссудный капитал новому способу производства—промышленному капи­тализму. Это требование было вполне закономерным, ибо оно соответ­ствовало тенденциям экономического развития.

С учреждением Английского банка первые ростки капиталисти­ческих банков современного типа, которые имелись уже в Голландии — передовой промышленной стране того времени—в XVII в., дали обиль­ные всходы. Постепенно, сначала в Англии, а затем и в других стра­нах формируются кредитные системы на прочной базе развивающе­гося промышленного капитализма.

Раз­личие между ростовщическим и современным капиталистическим кредитом

§ 8. Общее и основное различие между ростовщическим капиталом и капиталом, приносящим проценты, «образующим существенный эле­мент капиталистического способа производства», не заключено в са­мой их природе или их внешних формах. Они одинаково существуют в денежной форме и приносят владельцу проценты. Также нет по существу разницы и в конкретных формах движения того и другого. Все основные современные банковские операции, как мы убедились, практиковались и древними, и средневековыми ростовщиками. Разли­чие это создается исключительно «изменившимися условиями его (ка­питала, приносящего проценты) существования и вызванным ими совершенно новым обликом заемщика, противостоящею денежному кредитору» (Маркс).

В чем заключаются эти «новые условия» и каков «новый облик заемщика», мы уже знаем. «Новые условия» — это условия капитали­стического способа производства, «новый облик заемщика» — это облик промышленного капиталиста. Именно в капиталистических условиях кредит полностью развертывает свою сущность, свои функции и формы проявления, именно здесь капитал, приносящий проценты, получает прочную базу для своего непрерывного возрастания. В отличие от прежних эпох кредит при капитализме не противодействует, но, на­оборот, содействует росту производительных сил, росту обществен­ного богатства за счет широчайшего развития производительной силы труда и его капиталистической эксплуатации. «Общественный характер капитала осуществляется в полной мере лишь при вполне развитой кредитной и банковой системе» (Маркс), XIX и XX вв. являются периодом наивысшего развития кредитной и банковой систем, и вме­сте с развитием этих систем сам капитализм завершает свой истори­ческий путь и создает необходимые предпосылки для образования высшей общественной формации — социализма.