Государственный кредит в СССР
Рубрика: Банковская система СССР§ 6. На 1 октября 1928 г. государственный долг СССР составлял около 1 300 млн. руб. Темп роста государственного долга возрастает из года в год. Так, на 1 октября 1926 г. всего государственных займов было выпущено на 417 млн. руб., на 1 октября 1927 г.—на 734 млн. руб., на 1 октября 1928 г.—на 1 300 млн. руб. (заем хозяйственного восстановления не включен). К 1 апреля 1929 г. сумма государственного долга дошла уже до 1 949,4 млн. руб. Государственные займы размещаются, с одной стороны, среди государственных и кооперативных учреждений, которые обязаны часть своих резервных капиталов помещать в облигации государственных займов, но главным образом среди населения. В первые годы новой экономической политики покупателями государственных займов являлись, как мы уже указывали выше, преимущественно частные предприниматели и капиталисты. В течение реконструктивного периода главными держателями государственных займов становятся рабочие и служащие. В связи с этим изменились методы реализации займов. 1-й и 2-й займы индустриализации распространены главным образом в порядке коллективной подписки. В настоящее время около 80% профессионально-организованных рабочих и служащих являются подписчиками на облигации, государственных займов. Несомненно, положительным фактом является то, что в течение 1927/28 г. удельный вес широких слоев населения в качестве держателей, займов значительно вырос по сравнению с обобществленным сектором. Так, на 1 октября 1926 г. обобществленный сектор держал 60,4% всех облигаций, а на 1 октября 1928 г. всего 49,2%- Еще весьма незначительно вовлечение средств деревни в государственные займы. Тем не менее государственный кредит является одним из самых основных каналов и путей, приспособленных для привлечения средств широких слоев населения в кредитную систему.
Реализация госзаймов по пятилетке предположена по оптимальному варианту в сумме 4 460 млн. руб., из коих в городе среди рабочих и служащих предположено разместить займов на 3 000 млн. руб., среди неорганизованного городского населения на 450 млн. руб., в деревне на 710 млн. руб. и среди так называемых юридических лиц (учреждения, предприятия, общественные и пр. организации) на 300 млн. руб. Однако, финансовая пятилетка намечает очень большой процент «сброса» этих займов (т. е. продажи облигаций населением или получения ссуд под облигации у кредитных учреждений), а именно: 1 343 млн. руб., таким образом чистый бюджетный доход по госзаймам составит всего 3 116 млн. руб. Нужно полагать, что в связи с проведенными правительством СССР мероприятиями по закреплению облигаций госзаймов среди населения (см. гл. XXXVIII, § 12), процент «сброски» займов будет значительно ниже предположенного по плану.
Резервные капиталы промышленных и торговых организации (государственных и кооперативных) должны помещаться в госзаймах, а именно в облигациях специально для этой цели выпускаемого 8%-ного займа. По этому займу за пятилетие госпромышленность должна дать 1 077 млн. руб., госторговля 51,5 млн. руб., госстрах 85 млн. руб., а всего вместе с купонным доходом и обменом вышедших в тираж облигаций— 1 457,5 млн. руб.
Пятилетка намечает непрерывно возрастающий удельный вес доходов от госзаймов в бюджете (с 10,3% в 1928/29 г. до 12,3% в 1932/33 г.) и в бюджетном финансировании народного хозяйства (с 29,6% в 1928/29 г. до 30,7% в 1932/33 г.). Общая же сумма государственного долга возрастет к концу пятилетки до 6,4 миллиардов рублей по оптимальному варианту.