Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Государственный кредит. Коммунальный кредит

Рубрика: История денежного обращения

§ 1. Поскольку деньги ссужаются как капитал государству, по­стольку имеет место государственный кредит (иначе иногда называемый публичным кредитом в отличие от частно-капиталистического кредита). Эти деньги идут на покрытие тех или иных государственных рас­ходов. Из каких же источников государство погашает займы и упла­чивает по ним проценты, которые обычно близки к уровню средне­рыночного процента (несколько ниже его)? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны предварительно выяснить, для каких целей госу­дарство занимает деньги. Во-первых, государство занимает деньги в тех случаях, когда обычными доходами не могут быть покрыты внезапно выросшие расходы, как например во время войны, каких-либо сти­хийных бедствий и пр. Во-вторых, государство прибегает к займам для сооружения каких-либо предприятии, которые являются рентабельными (доходными) и с капиталистической точки зрения, например для по­стройки железных дорог, прорытия каналов, оборудования портов и пр. В этих случаях произведенные затраты возмещаются в будущем и дают доход не меньший, чем обычный процент на капитал. Здесь государ­ство выступает как капиталист-производитель и таким же порядком как и этот последний погашает займы. Иное дело первый случай, когда государство не производит никаких капитальных затрат, но раст­рачивает ссуженные деньги, например на финансирование войны. Но и этого рода займы должны погашаться так же, как и займы для производительных целей. Источником их погашения, равно как и уплаты процентов по ним, являются налоговые доходы (и отчасти неналоговые доходы) будущих лет. Следовательно государство, выпуская займы, реализует суммы будущих податных платежей. Производя расходы в настоящем, государство путем займов обременяет будущие поколения.

Государственные займы относятся обычно к чрезвычайным государ­ственным доходам, поскольку к этому источнику дохода государство (капиталистическое) прибегает большей частью (но не всегда) при чрезвычайных обстоятельствах. Государственные займы всегда выгодны для буржуазии, ибо, выпуская займы, государство сокращает налоговый нажим на нее. Те средства, которые должны были бы быть получены с буржуазии путем прогрессивного налога на доход и капитал, госу­дарство извлекает путем займов. Тем самым буржуазия не только не несет издержек но империалистическим войнам, виновником которых она является, по «наживает капитал» на этих издержках, гарантируя себе в будущем львиную долю той части, прибавочной стоимости, которую в виде налогов получает государство.

В период мировой империалистической войны государственные займы достигли грандиознейших размеров: еще много лет мировому пролета­риату, в особенности германскому, придется погашать многомиллиард­ные займы, заключенные империалистическими державами, Достаточно указать, что, по исчислениям одного немецкого журнала («Хозяйство и статистика»), общая мировая задолженность по государственному кредиту к началу 1925 г. была равна 190 млрд. золотых марок. Одна Европа задолжала 141 млрд. марок, а за вычетом долга других частей света Европе, — около 100 млрд. марок.

Займы делятся на срочные и бессрочные («рентные»), В капиталистических государствах в настоящее время наиболее распространена форма бессрочных займов, при которой государство сохраняет за собой право выбора способа и момента погашения займа.

Из срочных займов в XVH и XVIII вв. широко были распростра­нены помимо лотерейных (выигрышных) займов, так называемые тон­тины и аннуитеты. При тонтинах определенная группа лиц ссужает государству деньги и получает от последнего ежегодно определенную денежную сумму, которую они делят между собой. Уменьшение чис­ленности группы (вследствие смерти) увеличивает долю каждого, так как общая сумма остается неизменной. Аннуитет — это такой заем, при котором государство уплачивает заимодавцу пожизненно опреде­ленную сумму денег: со смертью заимодавца долг считается погашенным.

Далее займы могут быть добровольные и принудительные (в преж­нее время у городов, монастырей, золотых дел мастеров), внешние (заключаемые в других государствах) и внутренние (заключаемые на внутреннем денежном рынке), процентные, лотерейно (выигрышно)-процентные и лотерейно-беспроцентные. Наконец займы бывают теку­щие или краткосрочные и консолидированные или фундированные (долгосрочные). Превращение краткосрочного займа в долгосрочный называется консолидацией (отсюда название английских государствен­ных ценных бумаг — «консоли»). Если позволяет конъюнктура де­нежного рынка, государство прибегает нередко к понижению процентов но займам и вообще изменению условий займа (включая консоли­дацию). Такого рода финансовые операции государства называются конверсией. Государство прибегает иногда также к унификации (объ­единению) ряда займов.

При заключении займа выпускаются облигации, которые погашаются (оплачиваются) путем периодически производимых тиражей, Выходящие в тираж облигации погашаются по их нарицательному курсу (т. е. курсу, на них обозначенному), который обычно ниже рыночного курса. По лотерейным (выигрышным) займам уплачиваются также выигрыши, павшие на данные облигации.

Коммунальный кредит

§ 2. Крупным заемщиком на денежном рынке являются местные самоуправления (города, земства), которые предъявляют спрос на ком­мунальный кредит. В крупных городах учреждаются коммунальные или городские банки, которые наряду с обычными банковскими операциями обращают главное внимание на финансирование коммунального хозяй­ства и жилищного строительства. Кроме того многие городские само­управления для производства каких-либо крупных коммунальных работ (устройство трамвая, водопровода, канализации, электрических станций) выпускают городские или коммунальные займы. Эти долгосрочные займы погашаются за счет годовых городских доходов и в том числе от тех предприятий, на финансирование которых выпускаются займы. В общем природа коммунальных займов та же, что и государственных займов для производительных целей. До войны задолженность одних только русских городов по облигационным займам была равна почти 7а млрд. руб., а задолженность городов и органов местного самоуправления Великобритании — 651,8 млрд. фун. ст. (свыше 6 млрд. руб.).