Доводы за и против единого банка
Рубрика: Банковская система СССР§ 3. Защитники того взгляда, что Государственный банк должен передавать свои средства не непосредственно народному хозяйству, а через кредитные учреждения, превращаясь в «банк банков», выдвинули целый ряд соображений, подкрепляющих эту позицию. Они соглашались с тем, что в кредитной системе СССР не существовало в то время достаточного единства и что та конкуренция между банками, которая имела место в то время, не совместима с сущностью советского государства. Однако выход они видели в усилении со стороны Государственного банка планового руководства всей банковой системой. Такой порядок работы, при котором образовавшиеся в каком-либо из специальных банков сезонные накопления свободных средств распределяются через посредство Государственного банка по всей кредитной системе, возможен был якобы только при условии, если бы Государственный банк прекратил самостоятельное обслуживание кредитом народного хозяйства и конкуренцию со специальными банками. Далее защитники разбираемого взгляда указывали, что при больших размерах обслуживаемой территории невозможно установить непосредственные связи всех клиентов с одним только банком. Трудно себе представить, чтобы все хозяйственные организации могли пользоваться всеми видами банковского кредита из одного лишь кредитного учреждения. Промышленная и торговая деятельность Советского Союза с каждым годом усиливается и дифференцируется. Отдельные отрасли хозяйства принимают грандиозные размеры. Отсюда вытекают большие требования к организации кредитования. Связь каждого специального банка с обслуживаемой им отраслью хозяйства обеспечивает приспособление к специфическим свойствам кредитных потребностей клиентов.
Доводы другой группы экономистов и практиков, которые защищали монополию Государственного банка, сводились к следующему. Прежде всего указывалось, что важнейшая задача, стоящая перед Государственным банком, а именно — сохранение устойчивости валюты банковскими методами — может быть обеспечена лишь в том случае, если Государственный банк будет непосредственно кредитовать народное хозяйство. Только в этом случае Государственный банк сможет своевременно принимать меры для регулирования денежного обращения. Далее, возражая на приведенные выше доводы сторонников специальных банков, защитники Государственного банка указывали на то, что в условиях СССР число банковских клиентов весьма невелико и их легко обслужить относительно малым количеством банковских единиц. Равным образом можно с помощью соответствующей рационализации форм и методов взаимоотношений банков с клиентурой приноровиться к дифференцированным особенностям каждого клиента. В то же время такая рационализация даст возможность сократить банковскую сеть и тем самым достичь значительной экономии государственных средств.