Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Задачи банка долгосрочного кредитования промышленности

Рубрика: Банковская система СССР

§ 11. На БДК было возложено, во-первых, организовать фи­нансовый контроль за расходованием клиентами средств, получаемых по долгосрочным ссудам и безвозвратным выдачам, во-вторых, устано­вить правильные, с народнохозяйственной и банковской точки зрения, условия долгосрочного кредитования промышленных предприятий и, в-третьих, проводить долгосрочное кредитование с обеспечением до­статочной маневренной способности банка (т. е. его способности мо­билизации средств, когда это необходимо) и строго придерживаясь рамок плана. Таким образом центр тяжести работы банка лежит в планово-контрольной работе. Ему предстоит организовать оборот и возврат тех средств, которые передаются через посредство БДК на про­мышленное строительство. Путем включения определенных условий в договор о предоставлении кредита, БДК получает значение регу­лятора накоплений, возвращающихся в обще-государственный фонд долгосрочного кредитования. Банковский контроль играет важную роль не только для долгосрочных, но и для краткосрочных Кредитных учре­ждений Советского Союза. Если для советских банков не является исходным и определяющим моментом—прибыльность операций, то зато для них особенно важно, чтобы средства, отпускаемые банками, по­лучали фактически то применение, которое установлено соответст­вующими финансовыми планами. Этим БДК содействует плановому промышленному строительству.

§ 12. Основная задача системы городских и коммунальных банков—финансирова­ний жилищного и коммунальною строительства. Это финансирование осущест­вляется, главным образом, за счет специальных ассигнований. Так, долгосрочное кре­дитование по системе коммунальных банков должно дать прирост к концу пятилетки на 3 1/2 млрд. руб., причем собственное накопление и капиталы дают прирост в сумме только 325 млн. руб., а основная сумма прироста—3175 млн. руб. падает на специальные ассигнования.

Общая же картина развития долгосрочного финансирования всего народного хо­зяйства в целом рисуется в следующем виде. Прирост задолженности по долгосроч­ному кредитованию в целом к концу пятилетки (1932/33 г.) по оптимальному ва­рианту предположен в сумме 9 300 млн. руб., из них 3 800 млн. руб. будет распреде­лено через БДК, 3V2 млрд. руб. — через систему коммунального кредита и 2 млрд. руб.—через систему сельскохозяйственного кредита.

Общая сумма прироста по всему Долгосрочному кредитованию покрывается за счет прироста следующих ресурсов: основных капиталов—40 млн. руб., накопления и запасных капиталов 550 млн. руб., специальных капиталов и ассигнований 6 275 млн. руб., долгосрочных вкладов 1950 млн. руб. и прочих источников 125 млн. руб.

Из общего фонда долгосрочного кредитования 9 300 млн. руб. промышленность получит 3,8 млрд. руб., сельское хозяйство 2 млрд. руб., жилстроительство 2 750 млн. руб., коммунальное хозяйство 550 млн. руб. и культурно-бытовое строительство 200 млн. руб.

Ресурсы долгосрочного кредитования при капитализме образуются за счет фон­дов денежного рынка: в первую очередь путем эмиссии акций, облигаций и заклад­ных листов, во вторую очередь за счет аккумуляции вкладов банковой системой и лишь в третью очередь и в самых незначительных размерах—за счет правитель­ственных ассигнований (преимущественно на сельское хозяйство и реже на тран­спорт и промышленность).

Совершенно иную картину представляет, как мы видим из приведенных данных, строение ресурсов долгосрочного кредитования социалистического строительства. Здесь самым главным источником являются специальные государственные ассигно­вания. Но и всеми прочими ресурсами также распоряжается пролетарское государство. Поэтому и распределение всех фондов долгосрочного кредитования между от­раслями народного хозяйства целиком определяется теми задачами экономической политики, которые ходом исторического развития поставлены перед пролетар­ским государством.





Метка: