Кредит как рычаг переустройства общества на социалистических началах
Рубрика: Банковская система СССР§ 1. Поскольку в коммунистическом обществе не будет частной собственности, поскольку не будет в нем вообще ни денег, ни товаров, ни капиталов, постольку, очевидно, не будет нужды в кредите. Кредиту в таком обществе не будет места именно потому, что в нем не будет места деньгам и денежному фетишизму, капиталу и капиталистической эксплуатации.
Мы уже знаем (ч. 2, гл. XXVIII), что кредит служил одним из мощных рычагов разрушения феодального общества и уничтожения мелкотоварного хозяйства. Еще более важную роль играет кредит при переходе от капиталистического к социалистическому обществу.
«Не подлежит никакому сомнению», говорит Маркс («Капитал», т. III, ч. 2, стр. 148), «что кредитная система послужит мощным рычагом во время перехода капиталистического способа производства к способу производства ассоциированного труда, — однако лишь как один из элементов в «связи с другими органическими переворотами в самом способе производства. Напротив иллюзии относительно чудодейственной силы кредитного и банкового дела в социалистическом смысле вытекают из полного непонимания капиталистического способа производства и кредитного дела, как одной из его форм. Раз средства производства перестали превращаться в капитал (что подразумевает также уничтожение частной земельной собственности), кредит как таковой не имеет уже никакого смысла.- С другой стороны, пока продолжает существовать капиталистический способ производства, продолжает существовать как одна из его форм капитал, приносящий проценты, образуя фактически базис его кредитной системы».
Маркс говорит о кредите, как «мощном рычаге» переустройства общества на социалистических началах, но вместе с тем он предостерегает от иллюзии, будто бы только при посредстве одного этого рычага и при сохранении прежнего способа производства, построенного на частной собственности, можно устранить противоречия капитализма. Маркс ставил вопрос так: либо сохранение прежнего анархического, частнособственнического способа производства, но тогда кредит бессилен устранить капиталистическую эксплуатацию и может ее только усилить; либо замена этого способа производства подлинно социалистическим, но тогда «кредит как таковой уже не имеет смысла». Этого как раз не понимали и не понимают те старые и современные социалисты-утописты, которые верили и верят в «чудодейственную силу кредита». Они считают, что и при сохранении частной собственности «справедливая» общественная организация кредита может устранить противоречия капитализма и прежде всего кризисы, безработицу, низкую заработную плату. Обычно (но не всегда) денежные утопии находятся в связи с кредитными утопиями. Таковы утопии Прудона, Родбертуеа, Гезеля и др.