Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Реформа госзаймов 1930 г. и ее значение

Рубрика: Банковская система СССР

$ 12. Наряду с коренной реформой системы и методов кредитования товарооборота и сельского хозяйства и самого кредитного аппарата в начале 1930 г. была также проведена и реформа госзаймов СССР.

До 1930 г. правительством СССР был выпущен ряд долгосрочных займов, цель которых заключалась в мобилизации накоплений трудя­щихся масс для индустриализации страны. Помимо ряда займов, выпу­щенных до 1928 г., среди широких слоев трудящегося населения СССР было размещено четыре массовых займа: три займа индустриализации и один «заем укрепления сельского хозяйства». Однако эта множест­венность займов значительно удорожает издержки страны по госкредиту и кроме того затрудняет обслуживание держателей облигаций.

Наряду с этим, благодаря множественности займов и отсутствию ограничений при их реализации, была создана почва для злостной спе­куляции займами, практиковавшаяся преимущественно буржуазией, вытес­ненной из сферы производства и товарной торговли, а также некоторой частью трудящихся, главным образом, как показывали факты, наиболее обеспеченными слоями последних. Тиражи займов происходили очень часто, и эти тиражи использовались для спекулятивной игры таким образом, что перед каждым тиражем облигации покупались, а после, тира­жа—снова продавались. Право неограниченного получения ссуд под облигации займов еще более усиливало возможности спекуляции за счет средств Госбанка.

Но правительство СССР выпускает займы не для спекуляции. Ведь эти займы являются долгосрочными, и если заем реализован, то пра­вительство только в том случае может вложить эти деньги в инду­стриализацию страны, если будут известные гарантии в том, что обли­гации займов не будут «сброшены», т. е. проданы кредитным учрежде­ниям. «Сброска» займов и та спекуляция, о которой выше была речь, являлись ударом по финансам страны, вносили осложнения в госбюджет, вредили делу индустриализации и следовательно в конечном счете шли вразрез с интересами трудящихся. Ограничивая свой потребитель­ский бюджет, одалживая своему правительству деньги на 5 или 10 лет, трудящиеся конечно могут в случаях крайней нужды получить эти средства обратно и ранее срока погашения облигации. Это право и впредь сохраняется за трудящимися страны, но зато проведенными в феврале 1930. г. мероприятиями совершенно исключена возможность спекуляции госзаймами и их досрочной продажи без действительной в этом нужды. Эти мероприятия заключаются в следующем.

Во-первых, постановлением ЦИКа и Совнаркома СССР от 21 фев­раля 1930 г. выпускается новый единый заем финансирования социали­стического строительства под названием «Пятилетка в четыре года». Все облигации 1, 2, 3 займов индустриализации и государственного выигрышного займа укрепления крестьянского хозяйства обмениваются до 1 января 1931 г. на облигации нового займа «Пятилетка в четыре года», который должен быть выпущен не позднее 1 августа 1930 г. Этим постановлением достигается та унификация госзаймов, необхо­димость которой выше была отмечена.

Во-вторых, постановлением ЦИКа и Совнаркома СССР от 22 фев­раля 1930 г, в связи с выпуском нового займа все подлежащие обмену облигации займов сняты с котировки. Однако «в целях предоставления трудящимся возможности в случае нужды закладывать и продавать об­лигации этих займов и учитывая проявленную широкими рабочими мас­сами инициативу в деле общественного контроля над распоряжением облигациями займов, размещенных среди трудящихся», ЦИК и Совнар­ком СССР постановили:

«1. Обязать Народный комиссариат финансов Союза ССР обеспе­чить покупку у трудящихся кредитными учреждениями и государствен­ными трудовыми сберегательными кассами облигаций займов, подлежа­щих обмену, и выдачу им ссуд под залог этих облигаций, когда на это имеется разрешение соответствующих комиссий содействия государст­венному кредиту и сберегательному делу.

2. Возложить на комиссию содействия государственному кредиту и сберегательному делу выдачу в случаях действительной нужды раз­решений трудящимся на продажу или залог принадлежащих им обли­гаций займов, подлежащих обмену».

Таким образом этим вторым постановлением совершенно исключена возможность спекуляции и злостной сброски займов.

Проведенная реформа госзаймов возлагает большую ответствен­ность на комиссии содействия госкредиту и сберегательному делу, которые уже к моменту реформы были организованы во всех крупных предприятиях и учреждениях, а также при местных советах. Деятель­ность низовых комиссий содействия координируется центральной комис­сией содействия госкредиту и сберегательному делу при ЦИКе СССР.

Комиссии содействия являются целиком и полностью пролетарскими общественными организациями. И именно такие организации с наиболь­шим успехом могут обеспечить размещение госзаймов среди широких масс населения, развитие сберегательного дела и следовательно, укреп­ление финансов Союза ССР.





Метка: