Сберегательные кассы. Кредит и бюджет
Рубрика: Банковская система СССР§ 7. Наряду с государственным кредитом значительную роль в качестве аппарата, привлекающего свободные средства населения, играют сберегательные кассы. К 1930 г. в Советском Союзе насчитывается около 16 тыс. сберкасс. Остатки вкладов в них составляли на 1 октября 1928 г. — 315 млн. руб., а к 1 мая 1929 г. превысили 430 млн. руб. За 1927/28 г. прирост вкладов дал 127 млн. руб. Основными вкладчиками сберегательных касс являются горожане, а из горожан в первую очередь рабочие и служащие. Операции наших сберегательных касс значительно меньше операций сберегательных касс довоенного времени. Государственный кредит и сберегательные кассы являются более приспособленным аппаратом для привлечения средств населения, чем аппарат банков, который главным образом приспособлен для обслуживания процессов перераспределения кредитных ресурсов внутри обобществленного сектора СССР.
Рост поступлений по сберкассам за 5 лет предположен в сумме 1 426 млн. руб. Эти средства помещаются в облигациях госзаймов. В 1933 году остаток вкладов в Сберкассах по плану составит 1,6 млрд. руб.
Наряду со сберкассами по пятилетке намечен также и прирост остатков на текущих счетах банков по отправному варианту в сумме 1 375 млн. руб. и по оптимальному в сумме 1 700 млн. руб. Этот прирост предположен по следующим группам текущих счетов:
Кредит и бюджет
§ 8. Так как все доходы госпредприятий проходят через госбюджет, то по мере роста обобществленного сектора народного хозяйства вполне естественно должен расти и государственный бюджет. В реконструктивный период усилилось обязательное принудительное собирание средств государственных предприятий через бюджет, и поэтому темп его роста стал обгонять темп прироста банковой системы. По отправному варианту пятилетнего плана предполагается, что прирост государственного бюджета составит за пять лет 92,5%, а увеличение размеров перераспределяемых через банковую систему средств составит всего 71% по сравнению с предшествующим пятилетием. Согласно утвержденному правительством пятилетнему плану темп роста бюджета должен быть еще более быстрым. Так финансирование народного хозяйства из бюджета за пять лет — с 1928/29 до 1932/33 г.— должно увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием на 393%. Правда, большая часть этих средств будет направлена на финансирование народного хозяйства через аппарат банковой системы, но по существу—это средства бюджетного происхождения. Вопрос о соотношении бюджета и кредита приобретает поэтому большое значение. В наших условиях, при отсутствии денежного рынка, организованного по капиталистическому образцу, и при отсутствии фондовой биржи—на бюджет возложена основная задача по перераспределению средств, особенно долгосрочною характера. Тем не менее для кредита остается широкое поле деятельности. Именно потому, что кредит является не принудительным, а добровольным методом аккумуляции, к кредитной форме можно собирать такие средства, которые недоступны бюджету. Но преимущества организационной формы кредита особенно сказываются в области активных операций.