Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Федеральная резервная система (закон 1913 г.)

Рубрика: Банковская система США

§ 2. Однако это «нелепое законодательство» было в корне рефор­мировано в 1913 г., когда законом 23 декабря была создана так на­зываемая «Федеральная резервная система». Эта система внесла, с одной стороны, значительную эластичность в банкнотную эмиссию (в соответствии с основной ее функцией), а с другой стороны, относи­тельную устойчивость и единство в денежно-кредитную систему Северо­американских соединенных штатов: эта реформа является, безусловно, крупнейшим достижением капиталистической экономики.

Согласно этому закону, вся территория Северо-американских сое­диненных штатов была- разбита на 12 округов, и в центре каждого, а именно, в городах: Нью-Йорке, Бостоне, Кливленде, Ричмонде, Атланте, Чикаго, Сент-Луисе, Миннеаполисе, Филадельфии, Канзас-Сити, Далласе и Сан-Франциско, были учреждены Федеральные резервные банки. Последние представляют собою тип «банка-банков»; его акцио­нерами являются исключительно банки, входящие в качестве членов в Федеральную резервную систему, причем это вхождение обязательно для всех национальных банков, факультативно (необязательно)—для штатных банков и трест-компаний; всем прочим кредитным учреждениям воспре­щено вступление в Ф. Р. С. (этими тремя буквами для краткости мы будем в дальнейшем обозначать Федеральную резервную систему). Банки-члены приобретают акции соответствующего Ф. Р. банка в сумме 6% их собственного капитала. Штатные банки, вступившие в Ф. Р. С, свя­зываются рядом обязательных условий, но зато приобретают привилегии национальных банков, прежде всего —право банкнотной эмиссии. Однако эта привилегия оказалась фиктивной, так как эмиссия банкнот в насто­ящее время сконцентрирована у Ф. Р. банков. Ф. Р. банк непосредст­венно управляется директоратом из 9 членов, из которых трое назна­чаются высшим регулирующим органом всей Ф. Р. С. — Федеральной резервной палатой («Федераль Резерв Боорд»). Последняя является пра­вительственным органом и состоит из министра финансов («секре­таря казначейства»), контролера денежного обращения и 6 членов, назначаемых, по согласованию с сенатом, президентом Северо-амери­канских соединенных штатов. Наконец для обсуждения вопросов общей политики Ф. Р. С. периодически (не менее 4 раз в год) в Вашингтоне созывается Федеральное резервное совещание, которое является сове­щательным органом при Ф. Р. П. (Федеральной резервной палате). Эта последняя играет центральную роль во всей Ф. Р. С: она не только, как указано выше, назначает трех членов директората Ф. Р. банков, но и осуществляет постоянный контроль за их деятельностью, для чего имеет право во всякое время проверять дела Ф. Р, банков, и в случае надобности закрывать их; ее предписания, в частности об эмиссии и извлечении банкнот, имеют силу закона, а также она обладает целым рядом других важнейших полномочий, как например правом утвержде­ния дисконтных ставок Ф. Р. банков.

Все банки—члены Ф. Р. С. обязаны периодической отчетностью перед Ф. Р. П., каковая публикует еженедельно в своем бюллетене сводные отчеты о Ф. Р. С. Но особенный интерес представляют ежегодные отчеты контролера денежного обраще­ния, которые обнимают не только Ф. Р. С, но и все банки Северо-американских соединенных штатов, публикующие балансы. На основании последнего имевшегося в нашем распоряжении отчета за 1928 г., опубликованного в 1929 г., нами составлены приводимые ниже диаграммы и таблицы о банковой .системе Северо-американских соединенных штатов.