Федеральная резервная система (закон 1913 г.)
Рубрика: Банковская система США§ 2. Однако это «нелепое законодательство» было в корне реформировано в 1913 г., когда законом 23 декабря была создана так называемая «Федеральная резервная система». Эта система внесла, с одной стороны, значительную эластичность в банкнотную эмиссию (в соответствии с основной ее функцией), а с другой стороны, относительную устойчивость и единство в денежно-кредитную систему Североамериканских соединенных штатов: эта реформа является, безусловно, крупнейшим достижением капиталистической экономики.
Согласно этому закону, вся территория Северо-американских соединенных штатов была- разбита на 12 округов, и в центре каждого, а именно, в городах: Нью-Йорке, Бостоне, Кливленде, Ричмонде, Атланте, Чикаго, Сент-Луисе, Миннеаполисе, Филадельфии, Канзас-Сити, Далласе и Сан-Франциско, были учреждены Федеральные резервные банки. Последние представляют собою тип «банка-банков»; его акционерами являются исключительно банки, входящие в качестве членов в Федеральную резервную систему, причем это вхождение обязательно для всех национальных банков, факультативно (необязательно)—для штатных банков и трест-компаний; всем прочим кредитным учреждениям воспрещено вступление в Ф. Р. С. (этими тремя буквами для краткости мы будем в дальнейшем обозначать Федеральную резервную систему). Банки-члены приобретают акции соответствующего Ф. Р. банка в сумме 6% их собственного капитала. Штатные банки, вступившие в Ф. Р. С, связываются рядом обязательных условий, но зато приобретают привилегии национальных банков, прежде всего —право банкнотной эмиссии. Однако эта привилегия оказалась фиктивной, так как эмиссия банкнот в настоящее время сконцентрирована у Ф. Р. банков. Ф. Р. банк непосредственно управляется директоратом из 9 членов, из которых трое назначаются высшим регулирующим органом всей Ф. Р. С. — Федеральной резервной палатой («Федераль Резерв Боорд»). Последняя является правительственным органом и состоит из министра финансов («секретаря казначейства»), контролера денежного обращения и 6 членов, назначаемых, по согласованию с сенатом, президентом Северо-американских соединенных штатов. Наконец для обсуждения вопросов общей политики Ф. Р. С. периодически (не менее 4 раз в год) в Вашингтоне созывается Федеральное резервное совещание, которое является совещательным органом при Ф. Р. П. (Федеральной резервной палате). Эта последняя играет центральную роль во всей Ф. Р. С: она не только, как указано выше, назначает трех членов директората Ф. Р. банков, но и осуществляет постоянный контроль за их деятельностью, для чего имеет право во всякое время проверять дела Ф. Р, банков, и в случае надобности закрывать их; ее предписания, в частности об эмиссии и извлечении банкнот, имеют силу закона, а также она обладает целым рядом других важнейших полномочий, как например правом утверждения дисконтных ставок Ф. Р. банков.
Все банки—члены Ф. Р. С. обязаны периодической отчетностью перед Ф. Р. П., каковая публикует еженедельно в своем бюллетене сводные отчеты о Ф. Р. С. Но особенный интерес представляют ежегодные отчеты контролера денежного обращения, которые обнимают не только Ф. Р. С, но и все банки Северо-американских соединенных штатов, публикующие балансы. На основании последнего имевшегося в нашем распоряжении отчета за 1928 г., опубликованного в 1929 г., нами составлены приводимые ниже диаграммы и таблицы о банковой .системе Северо-американских соединенных штатов.