Финансирование потребительского спроса
Рубрика: Банковская система США§ 20. Рассматривая банковую систему Северо-американских соединенных штатов, мы не будем останавливаться на вексельных маклерах, дисконтных фирмах, мелком городском кредите для ремесленников и т. п. (деятельность которых в Северо-американских соединенных штатах не Отличается какими-либо особенностями по сравнению с другими странами), а также национальных негритянских банках и в двух словах коснемся лишь организации в Северо-американских соединенных штатах потребительского кредита и специальных рабочих банков. В потребительском товарном кредите прежде всего заинтересованы сами капиталисты. Это, как мы указывали в I отделе 2-й части, наилучший способ расширения сбыта и важное орудие в конкурентной борьбе капиталистов. Потребительский кредит имеет в Северо-американских соединенных штатах две основные формы: 1) непосредственное кредитование товарами потребителей промышленниками и торговцами и 2) выдача денежных ссуд для приобретения предметов потребления. Финансирование же потребительского спроса производится в обоих случаях как непосредственно коммерческими банками, так и через посредство специальных так называемых «финансовых компаний» (их насчитывается в Северо-американских соединенных штатах свыше 1 500). Эти компании, выдавая ссуды потребителям для покупки за наличные или торговцам для продажи в рассрочку предметов длительного пользования и высокой ценности (роялей, автомобилей, граммофонов, швейных машин, тракторов и пр.), сами в свою очередь учитывают векселя торговцев или потребителей или же получают ссуды у банков под свои личные обязательства. Особенное распространение получили так называемые «автомобильные банки», т. е. компании по финансированию спроса на автомобили. В конечном счете средства для финансирования потребительского спроса черпаются из общего резервуара фондов кредитования банковой системы Северо-американских соединенных штатов, так как сами производители указанных групп товаров обычно не имеют для этого свободных капиталов. Нужно полагать, что эта сфера кредитования чем дальше, тем больше будет предъявлять спрос на ссудный капитал, и не только в Северо-американских соединенных штатах, но и в европейских капиталистических странах.
Наряду с этой специальной формой потребительского кредита, в Северо-американских соединенных штатах так же, как и в других странах, существуют и обычные учреждения потребительского и мелкохозяйственного кредита, а именно ломбарды, выдающие ссуды под залог вещей из ростовщических процентов. В противовес этим ростовщическим организациям, в Северо-американских соединенных штатах по инициативе Морриса («банки по плану Морриса») стали создаваться банки мелкого кредита, обслуживающие ту же клиентуру, что и ломбарды, но на умеренных процентах. Эти банки имеют свой финансовый центр в Нью-Йорке, созданный при участии крупных банков.