Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Финансирование потребительского спроса

Рубрика: Банковская система США

§ 20. Рассматривая банковую систему Северо-американских соеди­ненных штатов, мы не будем останавливаться на вексельных маклерах, дисконтных фирмах, мелком городском кредите для ремесленников и т. п. (деятельность которых в Северо-американских соединенных шта­тах не Отличается какими-либо особенностями по сравнению с другими странами), а также национальных негритянских банках и в двух сло­вах коснемся лишь организации в Северо-американских соединенных штатах потребительского кредита и специальных рабочих банков. В потребительском товарном кредите прежде всего заинтересованы сами капиталисты. Это, как мы указывали в I отделе 2-й части, наи­лучший способ расширения сбыта и важное орудие в конкурентной борьбе капиталистов. Потребительский кредит имеет в Северо-амери­канских соединенных штатах две основные формы: 1) непосред­ственное кредитование товарами потребителей промышленниками и торговцами и 2) выдача денежных ссуд для приобретения предметов потреб­ления. Финансирование же потребительского спроса производится в обоих случаях как непосредственно коммерческими банками, так и через по­средство специальных так называемых «финансовых компаний» (их насчитывается в Северо-американских соединенных штатах свыше 1 500). Эти компании, выдавая ссуды потребителям для покупки за наличные или торговцам для продажи в рассрочку предметов длитель­ного пользования и высокой ценности (роялей, автомобилей, граммо­фонов, швейных машин, тракторов и пр.), сами в свою очередь учиты­вают векселя торговцев или потребителей или же получают ссуды у банков под свои личные обязательства. Особенное распространение получили так называемые «автомобильные банки», т. е. компании по финансированию спроса на автомобили. В конечном счете средства для финансирования потребительского спроса черпаются из общего резервуара фондов кредитования банковой системы Северо-американ­ских соединенных штатов, так как сами производители указанных групп товаров обычно не имеют для этого свободных капиталов. Нужно по­лагать, что эта сфера кредитования чем дальше, тем больше будет предъявлять спрос на ссудный капитал, и не только в Северо-амери­канских соединенных штатах, но и в европейских капиталистических странах.

Наряду с этой специальной формой потребительского кредита, в Северо-американских соединенных штатах так же, как и в других странах, существуют и обычные учреждения потребительского и мелко­хозяйственного кредита, а именно ломбарды, выдающие ссуды под за­лог вещей из ростовщических процентов. В противовес этим ростов­щическим организациям, в Северо-американских соединенных штатах по инициативе Морриса («банки по плану Морриса») стали созда­ваться банки мелкого кредита, обслуживающие ту же клиентуру, что и ломбарды, но на умеренных процентах. Эти банки имеют свой финансовый центр в Нью-Йорке, созданный при участии крупных банков.