Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

В ПОМОЩЬ КОЛЛЕКЦИОНЕРУ-ЛЮБИТЕЛЮ. МОНЕТА В НУМИЗМАТИЧЕСКОМ СОБРАНИИ

Рубрика: Нумизматика и бонистика

Многие, читая в детстве книги о кладоискателях, мечтали отправиться на поиски кладов. Воображение при этом рисовало яркие, блестящие груды монет с гордыми профилями императоров, с четкими, ясно различимыми надписями. Некоторым в дальнейшем судьба улыбнулась: они действительно стали обладателями клада. Но интересно, что частенько находка оказывается совершенно неинтересной. В чем же причина? Монеты покрыты налетом, скрывающим изображения и тексты. Как же превратить подобную монетку в настоящую гордость коллекционера?

Многому можно научиться у музейных сотрудников. Стоит понаблюдать за их работой, а также прочитать книги, в которых изложены методики ухода за монетами.

В случае загрязнения монеты, покрытия ее окислами или посторонними налетами, попавшими на нее с других предметов, она должна подвергнуться чистке — именно это может помочь достаточно точно определить, что это за монета, и найти ее место в коллекции.

Есть также целый ряд правил, которые важно соблюдать при чистке монет.

1. Перед выбором химического реактива, который вы собираетесь применять для чистки монеты, вспомните, что окислы и загрязнения, которыми она покрыта, могут быть самыми разнообразными; в связи с этим надо прежде всего выяснить характер этих загрязнений окислов.

2. Раствор, который вы использовали для очищения одного из видов металла, не применяют для чистки монет из другого металла.

3. Медные и бронзовые монеты с течением времени начинают покрываться патиной — чаще всего это, как правило, довольно легкий и ровный слой безвредных окислов. Он не искажает форму монеты, не мешает разобрать, что же изображено или написано на ней. В то же время именно патина предотвращает появление дальнейших окислов, т. е. сохраняет монету от окончательного уничтожения. Слой патины довольно красив, он, так же как и сам металл монеты, ярко блестит. Кроме того, поражает разнообразие цветов патины — она может быть коричневого, зеленого разных оттенков, черного, синего и даже оранжевого цвета. Надо добавить к вышесказанному: наличие патины свидетельствует о том, что монета действительно древняя. Итак, патину с монеты снимать не надо, именно она предохраняет ее от порчи. К сожалению, даже и монета с патиной иногда оказывается испорченной. Находясь в кладе, она неизбежно соприкасалась с какими-либо вещами или другими монетами, в связи с чем могла покрыться вредными окислами, образовавшимися уже на них. Очень важно аккуратно очистить монету. Чистка, проведенная неправильно, уничтожает патину. Конечно, существует множество способов покрытия монет патиной, созданной искусственным путем (к этим способам нередко прибегают фальшивомонетчики). Что же это за способы? Один из самых популярных — выдерживание монеты в горячем растворе медного купороса и марганцовокислого калия. Однако коллекционерам надо помнить, что вместе с уничтожением натуральной патины исчезает и коллекционная ценность монет. Если вы обработали монету до такой степени, что покрыли ее искусственной патиной и законсервировали ее парафином или синтетическими смолами, то вы должны помнить, что эта монета теперь представляет ценность в основном только как историко-нумизматический памятник. Настоящие коллекционеры больше ценят монеты, сохранившие свой вид благодаря умелому хранению и грамотной очистке.

4. Кроме того, существуют монеты, металл которых подвергся значительному разрушению (минерализации). С такими монетами надо работать с особенной осторожностью, поскольку применение химических реактивов для очистки может вызвать их полнейшее исчезновение. Чаще всего таково состояние монет, находившихся в течение столетий а иногда и тысячелетий в особо неблагоприятных для них условиях. Яркий пример — монеты, найденные во время археологических раскопок, монеты, пролежавшие длительное время на дне морском.

5. Монеты из таких металлов, как олово, свинец и цинк, а также монеты из их сплавов либо из сплавов, содержащих олово, свинец или цинк, ни в коем случае нельзя долго держать при высокой температуре в сушильном шкафу после того, как они, например, были промыты. Недопустимы и эксперименты с обработкой монет пламенем (например, нельзя обжигать монеты в пламени спиртовки для удаления окислов), так как температура плавления этих металлов довольно небольшая: олова — 232°С, свинца — 327°С, цинка — 419°С. Невысокую температуру плавления имеет также и алюминий — 658°С.

В частности, многие античные медные монеты, которые также можно найти в кладах на территории нашей страны, имеют довольно большую примесь свинца. К примеру, в составе римских ассов около 22 % свинца. Монеты таких римских императоров, как Коммод и Гордиан, имеют соответственно 7,2 и 10,9 % этого металла. Чуть меньше свинца включено в монеты, которые были отчеканены в Древней Аттике, а также Филиппом и Александром Македонскими. Есть свинец, хотя и в меньших количествах, в монетах римского императора Траяна. Во многих античных монетах, впрочем, так же как и в монетах Средневековья и Нового времени, можно обнаружить и олово с цинком. К тому же бронза (довольно часто используемая в качестве монетного металла) также является ничем иным, как сплавом меди и олова, в который иногда добавляют и цинк. Если найденные монеты имеют бледно-желтоватый налет, то они вне всякого сомнения в своем составе содержат свинец: именно налет такого рода является углекислым свинцом. Такие монеты, реставрируя, надо довольно осторожно нагревать.

6. Еще осторожнее необходимо чистить монеты, чеканенные на полированной пластине. Только золотые монеты практически не подвержены коррозии, они не окисляются даже при многолетнем лежании в земле или морской воде. При их чистке практически никогда не бывает необходимости осуществлять особые реставрационные работы. Золотые монеты могут всего лишь загрязниться. В таком случае их вполне достаточно вымыть в воде с мылом, а углубления на поверхности очистить от грязи еще и при помощи жесткой волосяной щеточки. Затем монеты моют просто в чистой горячей воде, хорошенько высушивают. Если же вам не настолько повезло (а чаще всего так и бывает) и найденные вами монеты не золотые, то допускается самостоятельно лишь удалить спиртом, ацетоном или мыльной водой обычное загрязнение, более глубокую чистку монет лучше доверить опытному реставратору на музейном оборудовании и в музейных условиях. Если же вы все-таки решили очистить менее ценные монеты самостоятельно, то делать это необходимо с особой осторожностью, да и то лишь после тщательного изучения всей доступной литературы по этому вопросу и желательно после консультаций у специалиста.

Для настоящего коллекционера очень важно узнать, что же за монета попала к нему, поэтому он так тщательно изучает ее, взвешивает, измеряет диаметр.

После того как был определен вес, измерен диаметр монеты, уже можно попытаться более точно ее определить. Поскольку монеты выпускались целыми партиями, массово, то в нумизматике всегда четко различаются понятия «определение» и «атрибуция». Что же такое определение монеты? Это прежде всего означает выяснение на основании специальной литературы того, где, кем и когда данная монета была отчеканена, каким является ее номинал (достоинство). При этом допускается достаточно широкое определение места чеканки: можно установить всего лишь государство, где была изготовлена монета. Это определение при существующей возможности можно уточнить (рассматриваются надписи или знаки на самой монете, используется дополнительная литература, по найденным литературным данным находятся аналоги) выяснением дат правления государя, князя, имя которого называет легенда, а также установлением даты чеканки, указанной на самой монете. Иногда даже вполне определяемо и имя государя либо князя, чеканившего монету. В некоторых случаях прочитывается либо угадывается и имя монетчика. В этом случае сопоставляются годы правления государя, при котором чеканили монеты, и время деятельности монетчика. Это частенько дает возможность установить дату чеканки монеты с очень большой точностью. Монеты в XVIII — XX вв. обычно несут обозначение номинала словом или цифрой на самой монете. Со средневековыми монетами все обстоит значительно сложнее: их номинал, как правило, определяется только по весу и периоду чеканки. Определение заканчивается ссылкой на литературу, где было найдено описание такой же точно или хотя бы подобной монеты. Если вы встречаете в литературных источниках перед ссылкой на использованное нумизматическое пособие выражение «ср.», то это означает, что определяемая монета несколько отличается от ранее изданной (обычно в сокращении ставится слово «сравни»). Бывает иногда, что в руках нумизмата оказываются монеты, еще нигде не опубликованные или появлявшиеся в печати под рубрикой «неопределенные» (неизвестно ни время, ни место их чеканки). Тогда нумизмату предстоит длительная работа над атрибуцией монеты, необходимо суметь определить ее не по литературе, а по металлу и весу, характеру чеканки, содержанию и палеографии надписи, особенностям изображения. Нумизмат превращается в настоящего исследователя. Работа это весьма интересная, хотя и трудная. В этой ситуации атрибуция этого небольшого металлического кружочка вызывает необходимость приобретения знаний, затрат внимания и времени не меньших, чем атрибуция большого полотна неизвестного художника.

Настоящему нумизмату очень важно знать точную коллекционную стоимость монеты, для характеристики и точного определения ее коллекционной стоимости необходимо установить ее сохранность и редкость. Выработаны специальные стандартные названия степеней сохранности монет на международном нумизматическом рынке, они дают и их яркие характеристики. Для нумизмата очень важно знать эти стандартные характеристики, в связи с этим существенным представляется приведение здесь описаний степеней сохранности на основе современной нумизматической литературы и «Технических условий для монет из драгметаллов Банка для внешней торговли СССР».

Существуют следующие степени сохранности монет.

1. «Полированный штемпель» или «полированная пластина». В эту категорию попадают те монеты, которые были отчеканены специальным штемпелем с зеркальной поверхностью. Эту поверхность необходимо в течение процесса чеканки все время полировать, чтобы не потерять качества отчеканенных монет. Монеты с подобной тщательно отполированной пластиной являются монетами Новейшего времени, причем они, как правило, предназначены лишь для коллекционеров. Их легко узнать по зеркальной поверхности поля и по матированному рисунку с высоким рельефом. Лицевая и оборотная стороны, впрочем, как и гурт, не должны иметь повреждений, видимых невооруженным глазом, а тем более дефектов чеканки.

2. «Полированная пластина с едва заметными дефектами». Такой стандартный термин используется лишь в англоязычной нумизматической литературе.

3. «Зеркальный блеск». Подобным стандартным термином, как правило, обозначают высшую степень сохранности монет, которые изготовлены с помощью обычных штемпелей. Такие монеты еще не были в обращении вообще, в связи с чем и сохраняют первоначальный блеск. У них не должно быть в наличии никаких дефектов, которые возможно бы было увидеть невооруженным глазом.

4. «Необращавшиеся монеты». Называемые этим термином монеты также не были в обращении, но если монеты «зеркального блеска» — это всегда первые примерно 100 — 200 экземпляров, которые отчеканены новым штемпелем, то под категорию «необращавшиеся монеты» подпадают монеты, изготовленные более старыми штемпелями. Кроме того, отличие между монетами первой и третьей категории и данными монетами еще и в том, что первые монеты поштучно снимаются из-под штемпеля, а вот вторые снимаются автоматически и во время пересчета, упаковки, а также и в течение хранения в мешках они практически всегда получают дефекты хоть и незаметные невооруженным глазом, но реально существующие от соприкосновения с другими монетами.

5. «Отлично». На монетах, характеризуемых этой степенью сохранности, не допускается наличие даже следов износа, которые можно бы было различить невооруженным глазом. Причем монеты эти уже находились в обращении. Несмотря на то что они могли пройти через руки многих сотен людей, поверхность таких монет чистая, а в углублениях даже сохраняется первоначальный блеск. Для монет этой категории допускаются лишь совершенно небольшие дефекты, причем они могли образоваться даже и в процессе чеканки. Однако на таких монетах, конечно, свой след оставили и транспортировка, и процесс обращения. Несмотря на все различия, монеты этой степени сохранности довольно близки к монетам предшествующей степени. А вот для античных и средневековых монет эта степень сохранности является высшей.

6. «Превосходно». Так говорят о монете в том случае, если все детали рисунка видны ясно, легенды легко прочитываются, легкие следы износа можно рассмотреть только на наиболее рельефных частях. На лицевой и оборотной сторонах, а также на гурте допускается наличие мелких царапин и выбоин. Для монет Новейшего времени это, конечно, самая низкая степень сохранности.

7. «Прекрасно». На нумизматическом языке это слово означает нечто совсем иное, чем в разговорной речи. На «прекрасной» монете различимы довольно значительные следы износа, даже можно отметить некоторую расплывчатость деталей, которые тем не менее ясно различимы. Даже у легенды могут быть сглажены буквы, хотя она, безусловно, разборчива. В реальной практике такая сохранность считается лишь для античных и средневековых монет, которые при ней включаются в собрание безоговорочно, монеты же Нового времени допускаются лишь при условии их редкости, новейшие же вообще бракуются.

8. «Очень хорошо». Так обычно говорят о монетах, которые довольно долго пробыли в обращении и успели весьма значительно износиться. На лицевой и оборотной стороне таких монет, а также на гурте много царапин, выбоин и других дефектов. Легенды, правда, все еще читаемые, но кое-где лишь угадываемые, поскольку они уже частично стертые. Трудно различимы знаки монетных дворов. Пригодны и весьма часты в коллекциях античных и средневековых монет, в то же время имеют значение, если это монеты редкой чеканки.

9. «Хорошо». К этой степени сохранности можно отнести очень сильно изношенные монеты, на которых частенько видны всего лишь контуры изображения. Легенды плохо читаемы, а иногда и различимы, да и даты просматриваются с трудом. В музейной коллекции подобные монеты с дефектами имеют значение как историко-нумизматические памятники, и только в том случае, если они действительно представляют интерес в этом отношении.

Интересно, что зарубежные нумизматы вполне допускают возможность интереса даже к монетам еще худшей сохранности. В частности, об этом говорит тот факт, что в немецкой и английской (редко во французской) нумизматической литературе имеются еще три степени сохранности монет. Однако надо отметить, что в нумизматические магазины и на аукционы монеты такого качества не поступают, разве что за очень редким исключением.

10. «Слабая сохранность». Таким образом классифицированные монеты могут иметь лишь частично сохранившиеся изображения, легенды на них прочитываются с трудом; они имеют царапины, выбоины. Чаще всего эти монеты имеют только лишь научное, но уж никак не коллекционное значение.

Однако есть монеты, которые кажутся совершенно неинтересными, однако для научных исследований они весьма важны. Такие монеты попадают под следующие две категории: «Плохая сохранность» и «Очень плохая сохранность».

Изображения на монетах такой сохранности практически не сохранились, легенды также читаются лишь частично. Монеты этой категории также могут иметь даже и механические повреждения (отверстия, надпилы), в том числе и отслоения металла, следы травления и т. п. Даже редкие монеты плохой и очень плохой сохранности довольно дешевы. Иногда если лицевая и обратная стороны отличаются по своей сохранности, то целесообразно степень сохранности указать для каждой из сторон отдельно.

Обычно (исключая лишь высшие степени сохранности) перечисляются основные дефекты дополнительно к степени сохранности. Допустим, это могут быть следующие недостатки: трещина монетного кружка, двойной удар, повреждение гурта, отверстие, следы ушка, перечеканка, гравированный или отчеканенный знак собственности коллекционера и т. п.

Иногда в нумизматической литературе можно встретить числовое обозначение степеней сохранности. Например, в «Словаре нумизмата» приводится одна из таких систем обозначений. А такая организация, как Американская нумизматическая ассоциация, считает целесообразным использование весьма сложной числовой шкалы сохранности от 3 до 70, где, в частности, монеты, никогда не бывавшие в обращении, могут иметь степень сохранности, определяющуюся числами 60, 65, 70.

Надо добавить, что лишь нумизматы, имеющие достаточную практику, могут определить степень сохранности более или менее точно и довольно быстро, но даже такое определение содержит значительную долю субъективности.

Определение же степени редкости монеты вообще необычайно сложная задача. Просмотрев нумизматическую литературу, изданную достаточно давно, можно встретить многостепенное обозначение редкости (10 и более степеней). Вот одна из распространенных в литературе шкал:

1) С — обыкновенная, распространенная монета (от лат. communis — «обыкновенный, обычный»);

2) R1 — часто встречающаяся монета (от лат. rams — «редкий»);

3) R2 — несколько более редкая;

4) R3 — довольно редкая;

5) R4 — редкая;

6) R5 — очень редкая;

7) R6 — весьма редкая;

8) R7 — чрезвычайно редкая;

9) R8 — в высшей степени редкая;

10) R9 (U) — уникальная.

В некоторых случаях шкала степеней редкости строится по другому принципу «Сколько известно экземпляров той или иной монеты». В данном случае одно R означает, что монета известна в 7 — 10 экземплярах, два — в 4 — 6 экземплярах, три — в 2 — 3 экземплярах, четыре — в одном экземпляре, т. е. эта монета является уникумом или, как говорят нумизматы, уником. Но, к сожалению обладателя подобного сокровища, понятие «уник» весьма относительно. Во-первых, монета может быть объявлена уником всего лишь в связи с незнанием других экземпляров, хранящихся в музеях и частных коллекциях, но, допустим, неопубликованных или лежащих среди неопределенных монет. Во-вторых, обнаружение клада с большим количеством монет, которые до сих пор существовали в одном экземпляре, а следовательно, считались униками, сразу превращает последние в рядовые монеты.

Поэтому современная нумизматика, определяя редкость монет, одновременно и сокращает число степеней редкости и изыскивает другие обоснования редкости, кроме учета количества известных экземпляров.

Нумизматы А. Н. Дьячков и В. В. Уздеников дают лишь четыре степени сохранности, причем обозначают их не буквами, а специальными условными обозначениями:

не совсем обычная монета; редкая монета; очень редкая монета; чрезвычайно редкая монета.

Правда, эти авторы не объясняют те принципы разделения монет по степени редкости, по которым они предлагают их разделять, зато вводят «дополнительные обозначения для монет высшей степени редкости»: «ЕД» — для монет, существующих (согласно имеющимся сведениям) в единственном экземпляре; !! — для монет, хотя и существующих в нескольких экземплярах, но имеющих исключительную редкость; !? — для монет, подлинные экземпляры которых к настоящему времени, по-видимому, не сохранились».

Нумизмат из Польши Э. Копицкий поставил перед собой задачу более точно определять степени редкости, для чего он привлек дополнительные данные.

В своей таблице, которая должна, по мысли автора, облегчить решение вопроса для нумизмата, насколько же редкая монета оказалась в его коллекции, он учитывает следующие параметры: число известных монет, наличие в кладах (начиная от массовых количеств и заканчивая наличием в кладах в виде исключения), наличие в собраниях (опять-таки возможно присутствие в каждом известном собрании в обычном количестве, а возможно наличие лишь в виде исключения для монет-уникумов). Учитывается и такой параметр, как возможность приобретения монеты. Однако не все нумизматы согласны с убедительностью этой таблицы-определителя. Например, высказывается точка зрения, что весьма важно учитывать количество отчеканенных экземпляров. Для некоторых монет позднего Средневековья и, естественно, для большинства монет Нового и Новейшего времени (в особенности это справедливо для монет, изготовленных в немногих экземплярах — пробных, памятных и т. п.) такие данные существуют. Также надо отметить, что для некоторых периодов в истории стран (например, Голландии XVI —XVII вв.) сохранилась информация о количестве выпущенных монет.

Сейчас, с началом активного использования компьютера и Интернета, вполне возможно получить больше информации о кладах и собраниях, находящихся не только в больших и малых музеях, но и в частных коллекциях. Возникает также вопрос о том, насколько целесообразно учитывать возможность приобретения той или иной монеты. Ведь она весьма различна для разных стран. К примеру, иногда монету легче приобрести в стране, где она чеканена, но есть совершенно особенные ситуации. Например, германские денарии XI в. или шведские медные монеты XVII в. встречаются в кладах за пределами Швеции и Германии чаще и в больших количествах, чем в кладах тех регионов, откуда они происходят. Но все же и в самом деле необходимо учитывать максимально возможное количество факторов, определяющих редкость монеты. Тогда любой нумизмат, найдя уникальную монету, и в самом деле с полным основанием сможет утверждать, что его коллекция — бесценна.

Однако насколько истинно определение степени редкости для неуникальной монеты? Из вышеприведенной информации понятно, что даже в наше время определение степеней редкости для очень многих монет все еще очень ненадежно; оно и в самом деле более правдоподобно и точно только для монет, изготовленных в немногих экземплярах. Поэтому степени редкости до сих чаще используются при составлении аукционных каталогов, чем научными работниками или коллекционерами-любителями.





Метка: