Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ГРИВНЫ, ПОЛТИНЫ, РУБЛИ…

Рубрика: Деньги на Руси до 1700 г.

В развитии экономики Руси, в том числе и денежного обращения, на ее территории начиная с XIII в. огромную роль играют северо-западные территории, особенно Новгород, крупный торговый город, не испытавший ужасов татаро-монгольского нашествия. Именно через этот город на Русь поступает серебро. После 1242 г. (после победы на Чудском озере) восстанавливается регулярный обмен. Привезенное в виде монет серебро переплавляется в более традиционную для того времени форму гривен — слитки.

Для Новгорода начиная уже с XII в. привычна совершенно другая форма слитков серебра, нежели в Киеве. Их вес также отличается от веса киевских гривен. Это так называемые новгородские гривны. Они отливались чаще всего из монет, как правило, из гривен кун. Северный (новгородский) слиток первоначально объединяет четыре гривны кун. Если взвесить 4 старинные гривны кун, состоящие из полновесных серебряных монет, то весы покажут 204,5 г, слитки же весят только 196,2 г. Оказывается, при отливке выгорают малоценные примеси, остается слиток, который весит меньше, зато серебро в нем более высококачественное. А в конце XII в. появляются так называемые гривны «новых» кун, которых в новгородском слитке уже гораздо больше — 15.

Но не только по весу, но и по форме можно узнать новгородские гривны (см. рис. на след. с).

Они отливались в форме бруска, сначала эта длинная, довольно тонкая и прямая палочка (брусок), затем она становится покороче, потолще и как бы с горбинкой. Весят и тот, и другой слиток одинаково — около 200 г. Но исследователи, заинтригованные подобным нарушением традиций, решили исследовать

«горбунов» более детально. Выяснилось, что они содержат доброкачественного серебра меньше, чем «стройные» гривны. Дело в том, что гривны с горбатой спинкой выполняли в технике двойного литья. Основная отливка проводилась с использованием серебра худшего качества. Высококачественного серебра в этих коротких гривнах оказывается около 170,1 г, т. е. новая нестандартная гривна содержит 13 «новых» гривен кун. На 2 гривны меньше, их как бы отрезали, отрубили от гривны серебра. Кроме того, к 1399 г. относится одна прибалтийская запись о том, что новгородский рубль содержит 13 гривен. Так постепенно родилась, а затем и окончательно утвердилась мысль о том, что этот слиток-«горбун» и есть первый русский рубль.

Новгородские слитки оставались в обращении вплоть до XV в. Клады, содержащие эти слитки, находят не только в северных областях страны. Их можно найти на всем огромном пространстве, ограниченном Прибалтикой с запада, Заволжьем — на востоке и областями поблизости от Херсонеса — на юге.

Кроме новгородских, среди слитков, находимых в этих кладах, встречаются и другие разновидности. Некоторые из них довольно необычной формы, по месту наибольшего числа находок они стали называться черниговскими. Их форма близка к ромбу, но оба конца у них раскованы, из-за чего они утрачивают четкую геометричность формы. Вес этих своеобразных слитков равен весу новгородских. Может быть, предполагают исследователи, это знаменитые волынские гривны?

В далеком 1288 г. по приказу волынского князя Владимира Васильковича в слитки были перелиты драгоценные сосуды из его хранилищ драгоценных вещей. Так утверждают летописи. Находка черниговских гривен как раз датируется приблизительно второй половиной XIII в.

Мы всегда с огромным любопытством готовы рассматривать любую незнакомую монету. На ее поверхности столько нового и неизвестного! Надписи и изображения на монете, ее форма, гурт (боковая поверхность монеты) заставляют задуматься об эпохе, когда она была отчеканена, об исторических событиях этого времени. Совсем иное дело — слиток. Кроме материальной ценности, что может вызвать интерес в простом брусочке металла? Оказывается, это совсем не так. Причем не только взвешивание и исследование формы слитка может заинтересовать исследователя. На новгородских гривнах, например, до сих пор сохранились надписи, процарапанные ливцами. (Именно так называли людей, чьей профессией была отливка серебряных гривен. Кроме этого, ливцы были также уполномоченными государством весцами серебра, они должны были производить в случае необходимости проверку подлинности тех или иных слитков. В силу этого они, конечно, обладали высоким уровнем грамотности, требования к этому уровню даже засвидетельствованы в летописях.) Что же написано на новгородских слитках? Как правило, ливцы выцарапывали имена. Это деловые записи мастеров. Дело в том, что литье металла в слитки производилось только иногда, временами. В этот период ливец встречался с заказчиком — человеком, обладающим запасами сырья. Все это происходило в условиях определенного контроля государства. Мастер в силу необходимости должен был отмечать на слитке имя владельца, заказчика. На новгородских гривнах можно заметить также ряды поперечных полос, процарапанных обычно на одном из концов, которые заканчиваются наклонной линией. Это также своеобразные рабочие пометки. Как установили исследователи, эти царапины обозначают разницу в весе «сырого» серебра (серебра до плавки) и серебра в виде полученного из сырья слитка, выраженную в виде части сырья.

На прибалтийских слитках, найденных в Рязани, также процарапаны различные имена. Но они вряд ли процарапаны мастером — скорее, владельцем, а на одном из слитков есть даже наименование самого слитка — «изрой». Ясно можно прочесть: «Борисов изрой». Ранее это наименование было встречено исследователями в документах конца XVIII в. Эти слитки, иногда называемые литовскими гривнами, более плавных очертаний. Вместо царапин на них поперечные или косые широкие вмятины.

Рассматривая древние слитки, проводя по ним рукой, чувствуя их гладкость с одной стороны и пористость с других, невольно задумываешься: а как же происходил процесс отливки в столь далекие времена, в эпоху, когда отсутствовали разного рода технические усовершенствования? При отливке денежных слитков тогда использовали земляные формы. Они были открытыми. Верхняя поверхность оставалась, застыв, гладкой. Те же плоскости, которые соприкасались с землей, становились пористыми. Форма, таким образом, не могла определять вес отлитой гривны. Как же ливцам удавалось отливать гривны столь точно по весу? Ответить на этот вопрос помогли археологи. Они обнаружили при работах в Новгороде «льячки». Так называли разливательные ложки для жидкого серебра. Емкость их соответствует массам новгородских слитков. Археологи нашли также большие и маленькие тигли, таким образом, становится понятно, что наряду с крупными заказчиками бывали и малые заказы — даже на 1 — 2 слитка. Если при крупных заказах остатки серебра из большого тигля скорее всего просто возвращали заказчику до следующей плавки (или передела, как говорили на русских монетных дворах вплоть до XX в.), то для маломерного тигля, вероятно, производили точный расчет металла еще до плавки (для каждого слитка), причем с учетом потери веса при плавке. Такая точность производит впечатление даже в настоящее время.

По берегам средней и нижней Волги часто находят слитки еще одного вида (см. рис.).

Они напоминают по форме ладью или корытце. Вероятно, они выплавлены из дани, собранной татарами на Руси. Такой формы слитки можно получить, если в момент заполнения формы металлом она наклонялась то в одну сторону,

то в другую. При этом на поверхности постепенно застывающего металла образуется желобок. Так обычно при плавке поступали китайцы. Поэтому эти слитки иногда называют китайскими. Татарам действительно хорошо были знакомы китайские слитки, что подтверждает гипотезу о татарском происхождении этих слитков. Весят они столько же, сколько и новгородские, а вот называются по-другому — «саум» или «сум», что в дальнейшем на татарском языке стало обозначать «рубль».

В летописях и других письменных источниках XIV в. все чаще встречается название новой платежной единицы — «рубль». Изучая найденные берестяные грамоты, установили, что о рублях в Новгороде знали уже в XIII в. Вплоть до XV в. рубль продолжал существовать в форме серебряного бруска весом около 200 г. Первый найденный рубль в виде слитка — рубль из коллекции А. И. Мусина-Пушкина. Его находка стала настоящей сенсацией, о чем свидетельствует интерес, проявленный к нему Екатериной П. Тогда же исследователи пришли к выводу, что рубль первоначально был всего лишь отрубленным от гривны куском. Произошло это потому, что у рубля из коллекции А. И. Мусина-Пушкина один конец был таким, каким он вышел из литейной формы, другой же был гладко обрублен.

Тогда же объяснили и происхождение термина «полтина». Полотью называли половину туши животного, рассеченную по длине, поэтому решили, что полтина — это рубль, рассеченный пополам по длине. Но, как ни искали ученые, половинок рублей, рассеченных пополам по длине, так и не нашли! Лишь постепенно поняли, что первоначальные выводы были глубочайшей ошибкой. Рубленые слитки, в том числе и слиток из коллекции А. И. Мусина-Пушкина, — это и есть полтины, рубли, разрезанные пополам не вдоль, а поперек (см. рис.).

А что же в таком случае рубль? Такой вопрос волновал ученых до тех пор, пока в памятниках письменности не нашли информацию о том, что новгородская

гривна, отлитая особым способом двойной отливки (помните слитки с горбинкой, о которых мы говорили раньше?), стала называться рублем.

Полтины, четверти (половинка половины рубля) наибольшее распространение получают в XV в. Причем они чаще всего были клеймеными. Так, например, маленькое клеймо-трилистник довольно распространено на срубе полтины, оно защищало от воровства часть серебра (его довольно просто отрубить зубилом, ведь серебро довольно мягкий материал). Известны и другие виды клейм, встречаются даже полтины с шестью клеймами. А видов клейм всего известно до сорока. Это клейма различных княжеств, разного времени и назначения

клейменая полтина из Новгорода

Во второй половине XIV в. усиливается борьба против татаро-монгольского владычества, начинается централизация Руси, объединяются земли, создаются великие княжества. Серебро собирается в руках великих князей Москвы, Твери, Рязани, у бояр Новгорода, Пскова. Московское княжество выступило против татарского хана при великом князе Дмитрии Донском в ходе Куликовской битвы. Именно это княжество начинает играть роль центра, объединяющего княжества Северо-Восточной Руси. Москва начинает чеканить собственную монету, а вслед за ней — другие русские княжества. Чеканка монет в этот период очень многое заимствовала у татар. Монеты делали из кусочков расплющенной проволоки, на которые наносился чекан. Само наименование монеты в этот период — деньга — имеет тюркское происхождение. Но деньга в весовом отношении не имеет ничего общего с татарскими деньгами этого периода, опирается на весовую систему рубля.

В конце XIV — первой половине XV вв. «свою» монету начинают чеканить во всех великих княжествах, а также многие младшие князья. Мастера-чеканщики работали строго по разрешению князей. У великого князя было, как правило, несколько серебряников-денежников. Они откупали у великого князя право чеканить монету. После этого всякий, у кого было в распоряжении серебро, кому необходим был запас монет, мог сделать заказ денежнику. Удельные князья приглашали к себе денежника великого князя для чеканки денег. Постоянных денежных дворов в то время еще не было (см. рис.).

При Дмитрии Донском, столь много сделавшем для укрепления Руси, собственно и началась чеканка первой монеты Московского княжества. Первая деньга, относимая современными нумизматами к числу редких монет, имела вес 0,98 г. В гривне таких денег 20, а в рубле — 200. При его сыне Василии Дмитриевиче монеты чеканятся в большем количестве, но зато уменьшается вес и деньги, и рубля. Деньга теперь весит всего 0,79 г, а рубль — всего 158 г. Вес деньги постепенно падает и при внуке Дмитрия Донского — Василии Васильевиче Темном.

Кроме того, даже специалисту довольно сложно систематизировать все то обилие монетных типов и весовых норм, которое чеканится в этот период. Причина ясна: все дело в праве серебряника, откупившего право на чекан монеты у великого князя, чеканить ее любому, кто в состоянии оплатить заказ.

В годы правления Василия Темного продолжается объединение удельных княжеств. Те княжества, что переходят под управление московского великого князя, перестают чеканить собственную монету. В этот период даже чеканка монет в Великом Новгороде стала производиться под контролем Московского княжества!





Метка: