Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

МОНЕТЫ ПЕРИОДА СЕРЕБРЯНОГО МОНОМЕТАЛЛИЗМА

Рубрика: Деньги России с 1700 г. по 1917 г.

1 июля 1839 г. был провозглашен манифест «Об устройстве денежной системы», в нем подтверждалось, что главной государственной платежной монетой остается «Серебряный рубль настоящего достоинства и с настоящими его подразделениями». В соответствии с этими заявлениями с июля 1839 г. все государственные сборы и расходы исчислялись на серебро, т. е. основой новой денежной системы с этого времени становился серебряный рубль. Именно серебро было выбрано на роль государственного стандарта, поскольку количество серебра в казне было более значительным по сравнению с золотом и платиной, а также цена на этот металл держалась довольно устойчиво.

С принятием этого манифеста Россия вступила в эпоху серебряного монометаллизма. Серебро становилось с этого момента единственным мерилом стоимости и законным платежным средством, все другие платежные средства также участвовали в денежном обращении, но допускались к нему лишь по мере надобности, лишь в той мере, в какой это необходимо для удовлетворения нужд торгового оборота.

Эта новая система серебряного монометаллизма тотчас же потребовала, чтобы была введена строго фиксированная стоимость для всех других видов денежных знаков. Так, например, ассигнации считались «вспомогательным знаком ценности», лишь временно допущенным в хождение, с установленным соотношением: за 1 рубль серебром — 3 руб. 50 копеек ассигнациями. В платежах считалось законным использование как металлических денег (серебряной, золотой и медной монеты как разменного средства), так и ассигнаций. При этом была отчеканена новая серия медных монет, у которых достоинство определялось в серебряных копейках. В эту серию входили монеты пяти номиналов: это были 1, 2, 3 копейки, а также монеты более мелких номиналов в полкопейки и в четверть копейки серебром. Монетная стопа новых медных монет была 16-рублевой. При этом новый тип серебряных монет не вводился, оставался тот, который было принят в 1832 г.

Золотая монета принималась и выдавалась из казенных учреждений согласно данному Манифесту с надбавкой в 30% от ее нарицательной стоимости.

Манифест свидетельствовал об обесценения ассигнаций, подготавливал почву для их уничтожения, в то же самое время пытаясь поднять их престиж. Внедрение бумажных денег, разменных на серебро, решено было проводить в несколько этапов (именно в связи с отсутствием доверия к бумажным денежным знакам). В первую очередь при Государственном коммерческом банке была учреждена Депозитная касса серебряной монеты. Отныне каждый обладатель серебра мог обменять его в кассе на билеты Депозитной кассы. Депозитные билеты, выпущенные достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей, были объявлены законным платежным средством, получили право официального хождения наряду с серебряной монетой, могли на нее размениваться. С помощью этих билетов (а фонд депозитных билетов на 100% обеспечивался серебром) правительство надеялось возродить доверие к бумажным денежным знакам, накопить запасы серебра в казне и создать условия для введения полноценных бумажных денег.

Кроме депозитных билетов спустя два года выпустили также пятидесятирублевые кредитные билеты Сохранных казен воспитательных домов и Государственного заемного банка. Они были обеспечены ссудами, выдаваемыми под залог имений. Это давало возможность дворянам брать новые ссуды под залог недвижимого имущества. Билеты свободно разменивались на металлические деньги, при этом обращаясь как обычное платежное средство. И депозитные, и кредитные билеты носили исключительно временный, переходный характер. Конечная цель реформы — выпуск полноценных кредитных билетов.

Она и была достигнута, когда после провозглашения 1 июня 1843 г. в манифесте «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» начала выпуска кредитных билетов, обеспеченных «всем достоянием государства», в обращение вошли бумажные деньги, обеспеченные разменом на серебро за счет специально созданного в Казначействе фонда серебра и серебряной монеты (он составлял при его учреждении 50% суммы эмитируемых билетов), Билеты выпускались нарицательной стоимостью 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. При этом их внешний вид очень долгое время сохранялся постоянным (до 1866 г.). По сути дела, это было завершением и вполне позитивным итогом реформы 1839— 1843 гг.

Новые кредитные билеты стали средством обслуживания денежного обращения, так же как и металлические деньги. Если золотые и серебряные монеты при Александре I (1801 — 1825 гг.) и Николае I (1825— 1855 гг.) практически не менялись, то медная монета все время претерпевала какие-либо изменения. Так, в частности, в связи с падением курса ассигнаций в 1830 г. ее стопа вновь повысилась, став тридцатишестирублевой. Набор номиналов при этом был: 1, 2, 5, 10 копеек. Однако денежная реформа 1839 — 1843 гг. вызвала иное отношение к медной монете, которая еще раз была объявлена исключительно разменным средством по отношению к серебру как основе денежной системы. Это привело к закономерному повышению внутреннего достоинства медных номиналов. Произошло вынужденное возвращение к наиболее оптимальной стопе, выбранной еще в XVIII в., а именно по 16 рублей из пуда. Все новые номиналы (3, 2, 1 копейка, 1/2 и 1/4 копейки) были выражены в соответствии с серебряным эквивалентом.

Подобным же образом оформлены медные монеты 1839— 1849 гг., которые несут необычные обозначения номинала, например, на двухкопеечных монетах мы можем прочесть «2 копейки серебром». В 1849 г. правительство вновь позволило себе понизить стопу медных монет до 32 рублей из пуда, настолько хорошо работала реформа Канкрина, сумевшая восстановить доверие населения не только к бумажным денежным знакам, но и к медной монете (см. рис.).

1/2 и 3 копейки эпохи Николая I

Итогом проведенной реформы стало создание в 1839— 1843 гг. в России новой денежной системы, в которой ведущую роль играли кредитные государственные билеты. В первые годы реформы значительный разменный фонд в монетах и слитках (125 млн рублей серебряной и золотой монетой, хранящиеся в казначействе) надежно обеспечивал их устойчивость. При этом в обращении находилось до 390 млн рублей серебряной и золотой монеты и 310 млн рублей кредитными билетами. Реформированная денежная система не давала сбоев и срывов вплоть до 50-х гг. XIX в.

Ее устойчивость была очень быстро подорвана Крымской войной 1853 — 1856 гг. Война потребовала резкого увеличения эмиссии (в 1856 г. кредитных билетов было эмитировано столь много, что их общая сумма достигла 735 млн рублей). Естественно, что это вызвало падение курса кредитных билетов. В 1854 г. даже прекращается размен кредитных билетов на золото. Размен на серебро некоторое время все-таки продолжался, правда, с перебоями, но в 1858 г. был также прекращен. Этот период в истории России характеризовался резким обесценением бумажных денежных знаков. К 1858 г. оно достигло довольно большой цифры — 20%, а рост цен к этому моменту превысил 75%.

1861 г. считается в истории условным моментом начала развития буржуазного строя в России. Именно с ликвидации крепостного права, тормозившего дальнейшее развитие страны, с последовавших буржуазных реформ стремительно развивается капитализм.

Весьма существенными были также изменения в денежном хозяйстве и бурный рост сети банков. В 60-е гг. XIX в. новые технические средства позволили Экспедиции заготовления государственных бумаг не только увеличить количество выпускаемых кредитных бумаг, но и значительно поднять их качество. Это препятствовало подделке купюр. Но в итоге Крымской войны денежное хозяйство стало инфляционным.

Правительство, желая остановить инфляцию, даже пошло на внешние займы в 1862 г. После этого оно попыталось изъять из обращения излишки кредитных билетов, разрешив разменивать их на золотую и серебряную монету. Но разменного фонда все равно не хватало для удовлетворения потребностей всех желающих. Россия вновь вернулась к обращению неразменных бумажных денег буквально уже через год, в 1863 г.

Еще одна попытка казны получить дополнительные средства — чеканка в 1867 г. серебряных монет мелких номиналов из серебра 48-й пробы. В этом же году медную монету стали чеканить по пятидесятирублевой стопе, ограничив эту чеканку количеством в 3 млн рублей. Кстати, именно в это сложное для русской экономики время появились первые проекты чеканки монеты из никеля: в 1863 и 1871 гг. за границей даже были выпущены первые пробные двух- и де-сятикопеечники из никеля. Однако дальше этого дело не пошло.

В 1860 —начале 1870-х гг. положение в стране начинает медленно меняться к лучшему — отмена крепостного права сказалась весьма положительным образом. В частности, резко возрастают внешняя и внутренняя торговля, увеличивается приток иностранных капиталов.

Ухудшение качества разменной серебряной монеты, уменьшение веса медной приводят к увеличению фонда накопления металлических денег. Это про-

исходит начиная с 1867 г. Но ни серебряная разменная, ни медная монеты не были основными в денежном хозяйстве страны, поэтому не было вызвано заметных негативных последствий (см. рис.).

Казна в этот период опять начинает выпуск депозитных билетов, обретших силу платежных знаков. Выдавались эти билеты на звонкую монету, как русскую, так и иностранную, и еще на золото и серебро в слитках. С января 1871 г. даже таможенные пошлины стали принимать только золотой монетой или иностранными банковскими билетами, размениваемыми на золото. Вот как правительство заботилось об обогащении государственных запасов звонкой монетой, конечно, в первую очередь золотой!

Экономические неурядицы, в частности Русско-турецкая война 1877 — 1878 гг. и неурожай 1880 г., на какое-то время замедлили процесс упорядочения русского денежного хозяйства. Но уже в начале следующего, 1881 г. указом было объявлено о прекращении дальнейшего выпуска кредитных билетов и даже более того — о сокращении их количества, находящегося в обращении. Планы были самыми благими: в течение 8 лет изъять кредитные билеты на сумму 400 млн рублей, подготовить денежную реформу. Но целиком не удалось выполнить программу; лишь небольшая часть кредитных билетов была изъята, и покупательная способность рубля не изменилась.

Эпоха существования серебряного стандарта по сравнению со всеми предыдущими периодами существования русской монетной системы характеризовалась, кроме того, удивительной устойчивостью пробы, веса и типа русских монет. Так, полуимпериал сохранял свой тип и пробу с 1832 по 1886 гг., только в 1886 г. появляются новые империал и полуимпериал уже 900-й пробы и с портретом императора Александра III на аверсе, а с орлом на реверсе (см. рис. на след. с).

Банковая серебряная монета (за исключением небольших частных изменений) также сохраняла свои тип и пробу очень долгое время — вплоть до 1885 г. В следующем году она стала чеканиться из серебра 900-й пробы с портретным изображением. В 1895 г. портрет Александра III меняется на портрет Николая II, тип и проба же сохраняются до 1915 г.

серебряный рубль Александра II 1869 г. и империал образца 1886 г. с портретом Александра III

В XIX в. в России иногда чеканили и памятные монеты, посвященные какому-либо событию, и донативные монеты, использовавшиеся в качестве подарков от имени императора или членов императорской фамилии. В 1832 г. была отчеканена золотая пятирублевая монета, выпуск которой ознаменовал начало использования в качестве сырья для монетной чеканки золота, которое было добыто на Колывано-Воскресенских приисках. На монете есть мемориальная надпись «ИЗ РОЗС. КОЛЫВ.»(т. е. «Из россыпей Колывано-Воскресенских»).

В первой половине XIX в. при оформлении монет довольно часто обращались не только к таким темам, как годовщина какого-либо события или день рождения монарха, но и к событиям культурной жизни, например открытие памятника. В 1834 г. был отчеканен памятный рубль, посвященный открытию Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Штемпели л\ая этой монеты сделал гравер Генрих Губе.

В 1839 г. две памятные монеты посвятили открытию памятника — часовни на Бородинском поле. Автором оформления этих рубля и полуторарублевика был также Генрих Губе.

На открытие памятника Николаю I в Санкт-Петербурге также выпустили памятный рубль. Это был уже 1859 г., а над монетой трудились уже двое граверов: лицевую сторону оформлял гравер А. Лялин, оборотную — гравер В. Алексеев. Эти монеты показывают портрет монарха на лицевой своей стороне, а на оборотной — изображение самого памятника.

Интересна история так называемого семейного рубля Николая I. Эта монета, сделанная по инициативе министра финансов Е. Ф. Канкрина, была приурочена к десятилетию царствования Николая I. Она должна была стать памятной.

Гравер Павел Уткин на лицевой стороне полуторарублевой монеты изобразил портрет Николая I, а на оборотной — императрицу и их семерых детей. Но монетные штемпели, изготовленные гравером в 1835 г., были забракованы императором. Переделанные в соответствии с указаниями императора штемпели датированы следующим, 1836 г. Так памятные монеты превратились в монеты для дарения, т. е. донативные (см. рис. на след. с).

Интересно, что и следующая попытка изготовить памятную монету, на сей раз уже посвященную двадцатилетию царствования Николая I, снова была неудачной. Отчеканенные гравером Якобом Рейхелем так называемые рейхелев-ские рубль и полтина также не понравились императору.

Чеканились также и памятные монеты, посвященные различным событиям в жизни великих князей и императоров. Так, в связи с бракосочетанием наследника престола, будущего императора Александра II, в 1841 г. изготовили памятную медаль. А на ее основе в том же году начали чеканить памятные рублевые монеты. Правда, номинал не обозначали. Гравер был тот же, что создавал штемпели монет, посвященных памятникам, — Генрих Губе.

Были и два памятных рубля, которые в истории нумизматики носят название «коронационных». В 1883 г. отчеканили рубль по случаю восшествия на престол Александра III (гравером был Л. Штейнман), а в 1896 г. появился коронационный рубль Николая II. На коронационных рублях на лицевой стороне, как правило, изображали портрет монарха, а на оборотной — регалии императорской власти.





Метка: