Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

НОВЫЕ РУССКИЕ МОНЕТЫ ПЕТРОВСКИХ ВРЕМЕН

Рубрика: Деньги России с 1700 г. по 1917 г.

Какими же были по оформлению новые русские монеты эпохи Петра? Начнем с того, что они были правильной круглой формы. Лицевая сторона крупных монет, а таковыми считались 1 рубль, 50 и 25 копеек, была украшена портретом Петра I и надписью, содержащей титул царя («Царь Петр самодержец и повелитель всероссийский», «Царь Петр Алексеевич всея России повелитель» и др.) (см. на след. с. рис. аверс, а). Оборотная сторона имела русский государственный герб, это был двуглавый орел. Кроме того, на ней были указаны номинал и дата выпуска (см. на рис. реверс, б).

Известно, что у любой монеты есть две стороны — аверс и реверс, основная и оборотная. Но в старину их часто называли орлом и решкой, впрочем, частенько их так называют и сейчас. И даже в советские времена, когда двуглавый орел исчез с монет, гадая подбрасыванием монетки в воздух, загадывали неизменно: выпадет орел — повезет, решка — везение весьма проблематично. Роль орла в данном случае выполнял герб СССР. Конечно, само наименование герба — орел — гораздо более символично. Монетка, показавшая при падении свою «орлиную» сторону, словно дарует гадающему все лучшие свойства, которыми молва испокон веку наделяет эту птицу: силу, выносливость, зоркость, быстроту.

червонец Петра I 1712 г.

Откуда же и когда появился этот герб России? Во второй половине XV в. на Руси наряду с известным гербом — всадником на коне — появился еще один: двуглавый орел с распростертыми крыльями. По предположению некоторых историков это произошло в результате заключения брака между Иваном III и Софьей, племянницей византийского императора Константина Палеолога, который состоялся в 1472 г. А когда же орел появляется на российских монетах? Всегда ли на протяжении столетий он выглядел одинаково? Довольно долгое время после того, как московский великий князь породнился с родом византийских императоров, монеты продолжает украшать «ездец», принявший позднее вид святого Георгия Победоносца — символа московских князей. Лишь в бытность Ивана IV на некоторых монетах появляется двуглавый орел.

При Петре I на некоторых монетах располагали на груди орла изображение либо святого Георгия, либо просто всадника, в лапах птица держала скипетр и державу. Над головами орла располагались три короны. Третья корона появилась лишь при первом Романове — царе Михаиле Федоровиче в 1625 г. До этого корон было всего лишь две, между головами же находился символ православия — крест. Что же означают эти три короны? Их понимали либо как символы Святой Троицы, либо как эмблему единства трех царств — Казанского, Астраханского, Сибирского.

После того как Петр утвердил первый российский орден — орден Святого апостола Андрея Первозванного, герб Москвы на груди орла стали окружать цепью ордена, к которой был прикреплен косой крест — знак ордена.

Вид гербового орла менялся еще не раз, что, естественно, находило отражение и в изменившемся виде монет. Так, в начале XIX в. в Париже был изготовлен столовый сервиз для российского императорского двора. На нем вольная фантазия художника изобразила двуглавого орла с перевитыми лентами громовыми стрелами, факелом и лавровым венцом, которые он держит в своих лапах. В таком полуфантастическом, необычном виде орел переходит и на некоторые монеты.

В 1830 г. орел вновь принимает новый вид. Его крылья украшают гербы царств Казанского, Астраханского, Сибирского, Польского, Херсонеса Таврического и Великого княжества Финляндского. В 1859 г. происходит еще одно превращение российского герба: в соответствии с правилами геральдики всадник, обращенный изначально влево, перемещается в противоположную сторону.

Начиная с эпохи Петра I эта государственная птица держит в лапах скипетр и державу, это сохраняется, несмотря ни на какие изменения внешнего вида герба (см. рис).

Эти знаки власти имеют очень древнее происхождение. Так, скипетр существовал уже у древних греков, а прообразом ему служил пастушеский посох. В Средние века, оказывается, короли наклоняли скипетр в знак особой милости. Так вот почему на российском гербе (в том числе и на монетах) эта регалия всегда наклонена! Кстати, в России впервые вручение скипетра царю произошло, когда на царство венчали царя Федора Иоанновича. А приобретен этот знак власти был еще его отцом — царем Иоанном Грозным.

Держава имеет не менее древнее происхождение. Изображение шара, олицетворявшего владычество императора над землей, можно видеть уже на монетах римского императора Августа. В те годы шар украшала фигурка богини Победы, которая позднее была заменена крестом. В таком виде держава пришла в Византию и другие страны Европы, а вот в Россию она попала из Польши.

В Смутное время польский претендент на русский трон Лжедмитрий венчался на царство с использованием этого атрибута власти. Тяжелые времена миновали, а держава в качестве символа власти полюбилась и сохранилась на долгие годы, в том числе и в виде изображения на монетах.

В последние годы жизни Петра меняется внешний вид монет. На рублевиках герб заменяют крестообразной монограммой, состоящей из четырех П (см. рис. на след. с).

Эта монограмма обрела столь широкую популярность, что появлялась на рублях Петра II и всех крупных серебряных монетах Павла I.

серебряная полтина 1699 г.

В народе сразу метко окрестили подобные монеты крестовиками. На Украине женщины любили использовать крестовики в виде украшения, прозвав их дукачами.

серебряный рубль Петра I 1722 г.

А вот монетки более мелких номиналов в 10г 5 и 3 копеек считали слишком ничтожными, чтобы чеканить на них портрет царя. Их лицевую сторону укра-

шал герб — орел, а оборотную — номинал и дата славянскими буквенными обозначениями. Трехкопеечные монеты с 1718 г. вместо государственного герба несут на своей лицевой стороне московский герб — Георгия Победоносца, который разит копьем змия. На гурте же (боковой стороне монетки) дату дублировали цифрами. И еще одна особенность этих монет: так как очень многие грамотой не владели, то специально для них на мелких серебряных монетках номинал обозначался и словами, и соответствующим числом точек. На монетах в 15 и 20 копеек эти точки чеканились даже и во второй половине XVIII в. В 1723 г. начали изготовлять медные пятаки с весьма скромным оформлением: на одной стороне маленький герб, весь уместившийся в серединке, в центре монетки, а вокруг него — пять точек; на другой же стороне прочеканены крестообразно расположенные надписи: «пять копеек» и год выпуска. Монета оказывается украшенной косым крестом. Косой крест, который называется андреевским, украшает и Андреевский морской флаг. Появление его на русских монетах не случайно, но этот вопрос будет рассмотрен ниже, когда мы коснемся двухрублевых золотых монет, чеканка которых началась в 1718 г.

1718 г. вообще был переломным в истории петровского монетного дела. Так, в частности, изменился и внешний вид полушки (напомню, что именно в этом году из пуда меди стали чеканить одни полушки на 40 рублей вместо 20, в итоге они стали весить в два раза меньше): эта монетка стала так мала, что на ней не осталось места для надписи вокруг герба. К надписи противоположной стороны присоединили лаконичное ВРП, что означало «всея России повелитель».

Многое в оформлении монет в начале XVII в. зависело от граверов, которые делали штемпели для чеканки. В течение 1701 — 1703 гг. искали наилучший вариант оформления серебряных монет. Искали наилучший тип портрета Петра I, вид гербового орла, титул царя, который лучше всего бы подошел именно для монетной легенды. В связи с этим становится понятным большое количество видов монет, отчеканенных в этот период. Наибольшего разнообразия достигают в чеканке монет именно 1701 г. К примеру, известно не менее шести разных видов полуполтинника этого года чеканки. Для их чеканки были использованы четыре различных штемпеля аверса и пять разных штемпелей реверса, над которыми поработали разные граверы. Имя одного из них точно известно: это Соломон Гуэн, его литера «G» на рукаве портрета красуется на одном из полуполтинников. В 1704 г. новый, устроивший всех образец был разработан русским гравером Федором Алексеевым. Он включал в себя портрет Петра и рисунок гербового орла. И Петр, и орел значительно отличаются от тех, что чеканились до того. В дальнейшем в течение двух лет рубли, полтины и полуполтинники оформляли именно так.

Чеканили в России в начале XVIII в., конечно, и золотые монеты. Прообразом этой новой для Руси единицы послужил дукат Западной Европы. В России он был известен еще с XV в. в качестве либо сырья для изготовления разных изделий, либо основы для русских «золотых» — разнообразных государственных наградных знаков в виде монет.

В течение 10 лет (1701 — 1711 гг.) червонцы чеканили только лишь на Кадашевском монетном дворе, затем их выпуск наладили и на Красном (Китайском) монетном дворе. Червонцы выпускались двух видов: одинарные (их в те годы называли «одинакие») и двойные. Они были разного веса: первые весили 3,458 г, вторые были в два раза тяжелее. Зато штемпели для чеканки применялись для обоих видов червонцев одинаковые. Обратившись к летописям, мы найдем в одном из именных указов (от 1 сентября 1702 г.) думного дьяка Любима

Домнина информацию о том, как же надо делать червонцы. В указе сказано: делать «червонные золотые весом против золотых иных государств». Таким образом, понятно, что точного указания, какого образца придерживаться при чеканке, дано не было. За образец же могли быть взяты существовавшие на тот момент цесарский (имперский) или голландский дукат. Они отличались пробой золота, из которого чеканились: имперские были более высокой пробы (94 2/3), голландские делались из золота всего лишь 93-й пробы. Вес же и тех, и других был одинаков: из фунта золота дукатов обоих видов выходило 118 штук, а двойных дукатов соответственно 59. В начале выпуска, видимо, чеканили червонцы и по образцу имперских, и по образцу голландских. В январе 1712 г. Сенат приказал червонцы чеканить «против цесарских», но все равно в целом ряде документов говорится о выпуске червонцев по образцу голландских. Интересно, что не только проба червонца могла быть различной, но и цена, недаром она не обозначалась на этой монете.

Откуда же возникло это необычное название золотой монеты — «червонец»? Что оно означает? Связано происхождение этого названия с металлом, из которого ее чеканили. Червонцы или червонные, как их иногда называли, делали из китайского «коробчатого» золота — песка. Его называли коробчатым из-за того, что упаковано оно было в коробочки, содержащие около 3/4 фунта золотого песка. Слитки золота из Китая поступали гораздо реже. Когда из этого золота делали монеты, то прибавляли к нему медь, придававшую материалу красноватый оттенок. При производстве монет поступают, как правило, именно так: используют золото в сплаве с другими металлами. Кстати, в качестве добавки используют не обязательно медь, это может быть серебро, никель, палладий. Но добавки совершенно необходимы, так как золото очень мягкий материал, и монеты очень быстро изнашиваются (причем, это происходит даже при современных пробах золота и совершенной форме монет). Интересный факт: удалось подсчитать, что за 20 лет (с 1809 по 1829 гг.) золото, обращавшееся в виде монет в Европе, потеряло в весе 5%. В денежном отношении это составило 19 млн фунтов стерлингов! Поэтому совершенно необходимо добавлять в золото другие металлы. Но золото в сплаве с разными металлами имеет разный оттенок. Кроме того, необходимо учитывать соотношение количества золота и других сплавов. Существует зеленое золото — сплав 750 частей золота и 250 частей серебра (кстати, чистое сусальное золото также имеет зеленоватый оттенок); красное золото — сплав 750 частей золота и 250 частей меди; розовое золото — сплав 750 частей золота, 125 частей серебра и 125 частей меди; желтое золото — сплав 750 частей золота, по 125 частей серебра и меди; белое золото — сплав 750 частей золота, 150 частей серебра и 100 частей меди (если добавить к золоту 583-й пробы никель или палладий, то также получается белое золото). Теперь становится понятным все разнообразие цвета золотых монет в коллекциях или музеях: монеты необычного цвета не подделка, а сплав золота с каким-либо металлом.

Русские монеты Петровской эпохи были красноватого цвета. А в славянских языках червонный издавна означает «красный», так как в прошлом из червя, или червца, как его иногда называли, получали красную краску. Отсюда название золотой монеты из красноватого золота — «червонный» или «червонец».

Хотя цена червонца не была постоянной (она росла в соответствии с ростом цен на золото в России), но ясно одно, что цена червонца в обращении была больше, чем та сумма, которую затрачивала казна на их производство и на материал, из которого их изготавливали. В 1701 г., например, каждый отчеканенный червонец обошелся казне в 1 рубль 14 копеек.

В 1704 г. из того же коробчатого золота начеканили 8675 червонцев, расходы на изготовление одного в среднем составили 1 рубль 30 копеек. По какой же цене червонцы продавала казна в этот период? Существует несколько версий.

По одной из версий (И. И. Кауфман) — по 2 рубля 25 копеек за штуку, по другой (В. А. Дуров) версии первоначальная цена была установлена всего лишь на уровне 40 алтын (или 1 рубля 20 копеек), т. е. получается, что казна от изготовления червонцев практически никакой выгоды не получала! В связи с этим последняя версия представляется менее убедительной. Возможно, по такой цене червонцы продавали в разные приказы, а далее цена росла, достигая в конечном итоге примерно 2 рублей.

Росли цены на червонцы, росли и цены на «коробчатое» золото, из которого их делали. Необходимо было экономить золото, и Петр предпринимает новый шаг.

В 1718 г. меняют пробу и стопу монет из золота (стопа определяет, на какую сумму должны быть отчеканены монеты различных номиналов из определенного количества металла, например из пуда меди — на 12 рублей 80 копеек). Вплоть до 1729 г. чеканят золотые монеты двухрублевого достоинства по 100 штук из фунта золота. Проба их становится 75-й. Они не соответствовали мировым стандартам, больше использовались для внутреннего обращения.

Интересно, что этот факт как бы получил некое подкрепление в мотивах оформления монет. На одной стороне был портрет царя с надписью, а вот на другой — апостол Андрей Первозванный с косым крестом и круговой надписью с указанием уже твердой цены — «2 рубля». Этот святой был покровителем России, недаром его именем назвали также высший государственный в России орден. В народе эти монеты тут же прозвали Андреевскими золотыми. В качестве сырья для двухрублевых монет служило уже не «коробчатое» золото, а переплавленные иностранные дукаты и золото.

Сколько же золотых монет было начеканено за первую треть XVIII в.? История сохранила эти цифры. В ведомостях, составленных в более позднее время, упоминается цифра 35 410 червонных, из которых 18 410 отчеканили в петровское время, а 17 000 — в 1729 г. Золотых же двухрублевиков за 7 лет жизни Петра начеканили 316 846. Учитывая потребности огромной державы, приходится констатировать: этого было явно недостаточно.

В чем же причина? Конечно, в нехватке золота. Его мало ввозили в страну, где его ценили ниже, чем в среднем по Европе. Поэтому иностранцы, напротив, тайно скупали золото в России и вывозили за рубеж. Золотой и серебряный стандарты, соответствующие международным, были установлены лишь при Екатерине II. А собственная добыча золота, кстати, была ничтожной в начале XVIII в. Лишь в середине века научились получать золото путем разделения золотистого серебра на Колывано-Воскресенских заводах.

Прибыль от производства золотой монеты в сравнении, скажем, с прибылью от производства медной ничтожна. Так, за период 1718— 1726 гг. она составила всего 57, 6 тыс. рублей. Но все-таки именно Петру I удалась попытка создания русской золотой ходячей монеты. Система награждения медалями, поощрения таким образом воинских заслуг также окончательно была продумана и воплощена Петром. После того как был налажен выпуск специальных наградных золотых офицерских и серебряных солдатских и унтер-офицерских медалей, отпала необходимость использовать золотые монеты в качестве награды.

Интересно, что в кладах, относящихся к петровской эпохе, встречаются и другие виды монет с русскими надписями и рисунками. Некоторые из них довольно длительное время оставались неопределенными или даже носили неправильное наименование. Так обстояло дело с серебряными монетами без обозначения достоинства, но с русской надписью, которые чеканили начиная примерно с 1707 г. Их очень долго называли чехами, поскольку севские чехи (1683 г.), упоминания о которых в документах XVII —XVIII вв. встречаются довольно часто, обнаружены гораздо позже. Лишь позднее были найдены документы о чеканке специальной монеты для платежей в Польше. Ее изготовляли в соответствии с пробой и весом польских тынфов. Так были отождествлены эти безымянные монеты.

Еще одна интереснейшая разновидность монеты петровского времени (кстати, встречающаяся довольно редко) — это фулюсы персидских городов конца XVII — начала XVIII вв. Они украшены небольшим клеймом — двуглавым орлом со скипетром и державой в лапах. Это вполне узнаваемый герб России, хотя он и вычеканен поверх персидского клейма. Изображение двуглавого орла напоминает полушку 1718— 1724 гг. или среднюю часть пятаков 1723— 1730 гг., но вырезан орел еще грубее. Необходимо отметить, что вариантов клеймения персидских фулюсов существует много. Возникает вопрос о том, откуда же появились подобные монеты? Возможно, такую монету изготовляли во время Персидского (Низового) похода 1722—1723 гг. Никаких письменных источников, подтверждающих это предположение, пока не найдено, но вполне вероятно, что русское военное командование приняло решение на месте подвергнуть переклеймению захваченную во время похода персидскую монету. Все найденные (всего около двух десятков) на настоящий момент подобные монеты перед клеймением были очень истертыми. Возможно, что подобная практика передела восточных монет была просто попыткой решить проблемы денежного обращения через применение истертых монет. Кроме того, они входили и в систему денежного обращения самой Персии. Были найдены фулюсы, на которых, кроме русского клейма, можно встретить отчеканенное персидское «раидж» («законно»), а в одном случае это слово выбито поверх русского клейма.





Метка: