Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ПРЕВРАЩЕНИЯ КОПЕЙКИ

Рубрика: Деньги на Руси до 1700 г.

При Василии Ивановиче Шуйском, кстати, происходит малозначительное на первый взгляд событие. Копейка впервые чуть-чуть теряет в весе. И всего лишь 0,04 г. Весила 0,68 — теперь 0,64 г. Вес уменьшился ровно на 1/4 часть почки (самая маленькая на Руси того времени весовая единица, равная 0,68 г, т. е. весу полушки). Снижение веса не велико, но при огромных масштабах чеканки серебро экономится в довольно значительных объемах. На глаз это уменьшение веса незаметно, значит, монета сохраняет стабильность. Но чиновники и сборщики податей должны были различать старые и новые копейки. И такие отличия есть! Буквы надписи стали чуть крупнее, перекладинки и другие линии букв — чуть толще.

Итак, копейка, на первый взгляд, становится самой важной денежной единицей. На самом же деле, как это ни странно, копейка в то время в системе денежного счета занимала подчиненное положение и почти в нем не участвовала. Считали на деньги и алтыны. Счет для современного покупателя весьма неудобный и непривычный, так как в рубле 33 алтына и 2 деньги, что усложняет пересчет с рублей на алтыны. Алтын составлял 6 денег или 3 копейки. 33 алтына — это 198 денег, плюс еще 2 деньги — всего 200 денег, таким образом, получаем уже знакомое нам соотношение: в 1 рубле — 200 денег. В конце XVI в. чеканить деньги начинают меньше, но связано это отнюдь не с неудобством счета, а с повышением цен к концу столетия в 3 — 4 раза.

К началу XVII в. копейка становится самым распространенным платежным средством. Почти 200 лет на копейке изображен всадник в короне с копьем, направленным вперед и вниз. Он сидит на скачущем, иногда же осаживаемом или идущем шагом коне (см. на рис. аверс, а). На другой стороне находится легенда

(совокупность всех встречающихся на монете письменных знаков), которая дает пояснение к изображению: перед тем, кто взял копейку в руки, — государь (см. на рис. реверс, б). Легенда иногда меняется, например, могут поменяться местами два слова в титуле.

Московская копейка эпохи царя Михаила Федоровича

После эпохи правления Ивана Грозного появляется отчество царя (позже всего его начинают чеканить в Пскове). Год выпуска, как правило, на копейках не обозначался. Исключение составляют копейки новгородского денежного двора и один из видов псковской копейки эпохи Федора Иоанновича. На них появляется год выпуска, но ненадолго. Неискушенный исследователь, впрочем, не сразу догадается, что на монете вычеканена именно дата. Например, на самых ранних новгородских копейках можно увидеть надпись «рд». Что означает эта надпись? Чтобы разобраться в этом, достаточно вспомнить, что в Древней Руси цифры записывали с помощью букв славянского алфавита, над которыми ставили особый значок — титло (похожий на простую волнистую линию). Число единиц любого высшего разряда писали как ту же букву, что и для простых единиц, но окружали особым бордюром, в каждом конкретном случае особого вида. Так, буква «р» (с бордюром) — это 100, «д» — 4. Итак, монета выпущена в 104, т. е. или 7104 г. от сотворения мира. В переводе на современное летоисчисление это 1596 г. от Рождества Христова. Уже после 7118 г. (или 1610 г. от Рождества Христова) надолго на монетах прекращают чеканить дату выпуска. Лишь в правление Михаила Федоровича на одном только виде новгородской копейки под конем можно рассмотреть «рке» (125), т. е. монета определяется как копейка 7125 г. выпуска (или 1617 г. по новому летоисчислению).

в таких сосудах находят клады

Реформа Елены Глинской упорядочила денежное обращение. К примеру, копейка практически почти 100 лет сохраняла стабильный вес — около 0,68 г. Впервые понижают его польские интервенты. В 1610 г. они начинают выпускать копейку от имени «русского царя» Владислава Сигизмундовича. Ее вес — всего 0,55 — 0,56 г. Шведы, захватившие Новгород, в 1611 г. поступают еще хитрее: понизив вес копеек до того же значения, они при этом для чеканки используют подлинные штемпели монет царя Василия Ивановича Шуйского (позднее поляки используют даже поддельные штемпели Михаила Федоровича). В 1612 г. поляки еще раз понижают вес копейки! Она весит теперь лишь 0,51 г. Шведы следуют их примеру три года спустя.

Любопытно, что исследователи не так давно сделали вывод: Шуйский не причастен к порче монеты. В этом им помогло изучение кладов: взвешивание, соотнесение типов монетных штемпелей, установление типов «шведских» монет. Так, нумизматика помогает заполнить белые пятна на карте истории.

Еще интереснее попытка найти монеты народного ополчения Минина и Пожарского. О том, что они существуют, знали из одной челобитной, в которой упоминался денежный двор в Ярославле. Именно там формировалось ополчение в 1611 — 1613 гг. Но сами монеты не были найдены. Это не удивительно, ведь на них указаны имя и титул покойного царя Федора Иоанновича. Для ополчения именно он был последним перед Смутой «прирожденным», законным государем (на лицевой стороне такой копейки изображен «ездец», как это принято на всех копейках, и обозначение Ярославского монетного двора).

Выделить среди копеек с именем этого царя монеты, выпускавшиеся полевым казначейством ополчения Минина и Пожарского, можно опять-таки только штемпельным анализом и изучением весовых данных этой монеты. Монеты ополчения легковесны. Казначейство было вынуждено выпускать монеты пониженного веса, потому что тяжеловесные копейки не смогли бы выдержать конкуренции с фальсифицированными монетами интервентов.

После освобождения Москвы от поляков и до избрания на царство Михаила Федоровича продолжают чеканить такую же монету, но в качестве места чеканки — монограмма Москвы. Монеты были такого же веса, что и монеты народного ополчения.

В дальнейшем вес копейки продолжает падать. В 20-е гг. XVII в. она весит всего лишь 0,48 г. Из гривны серебра при таком весе можно отчеканить на 100 копеек больше, т. е. 400 монеток (до этого из гривны серебра получалось 3 рубля, т. е. 300 копеек). Такой вес принят правительством Михаила Федоровича. Казалось бы, куда уж меньше! Но этот вес не предел. Копейка постепенно становилась все легче и легче — 0,45 г, 0,38 г (при царевне Софье), наконец, 0,28 г (это уже при Петре I).

В правление Петра I копейка и деньга стали весить менее половины своего первоначального веса! Несмотря на это, чеканят и монетки еще меньшего веса. Например, совсем легкие полушки. При Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче они составляют около десятой доли грамма. Такие монетки-«легковесы» удобны для повседневной рыночной торговли в городах, где товары не закупаются большими партиями, а покупаются штучно, поэтому нужна мелкая разменная монета.

Весьма интересную информацию об обычаях этого времени несут клады. Клады монет конца XVI — начала XVII вв. напоминают коллекции, содержащие почти все монеты за целых 100 лет — от первых копеек до денег Ивана Грозного. Русское денежное дело тяготело к стабильности, «обновление монеты» проводилось только в крайнем случае, например лишь при изменении веса монеты. В обращении оставались даже деньги с именем Самозванца.

Копейка на долгие годы стала синонимом денег вообще. Кроме того, этим словом (согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля) называли земельную или тягловую меру. Копейка в Костроме — тягловый участок, в Вологде копейка не только полоса земли, но даже делится на денежки и на полушки, в Твери же копейка — работник, два работника (или души) — грош, три работника — алтын…

Со словом «копейка» связано множество пословиц, поговорок. Вспомните хотя бы знаменитое: «Копейка рубль бережет». А вот другая поговорка, являющаяся одновременно народной приметой, менее известна: «На Егория лист на березе с копейку». Действительно, день святого Георгия (Егория) приходится на время появления первых клейких листочков на березах. Копейки же XVII —XVIII вв. были столь малы и неровны по форме (по размеру не превышали арбузного семечка), что вполне могли напоминать только что появившиеся березовые листочки.

Копейка связана с именем святого Георгия не только сходством своей формы с первыми березовыми листочками, но и сходством копьеносца на своей лицевой стороне с образом святого. Именно так, в виде всадника с копьем, которым он поражает змия, изображали святого Георгия иконописцы. Считается, что всадник, поражающий змия копьем, появился 10 лет спустя после Куликовской битвы на печати великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского как символ русского воина, поразившего копьем врага. Образ святого Георгия как покровителя воинов был очень популярен и в Западной Европе, и на Руси. Храбрый герой, сильный и красивый юноша усмирил дракона, освободив дочь царя-язычника, который в благодарность за спасение принимает христианство.

В XVII в. в отличие от сегодняшних времен русские монеты, в частности копейки, высоко ценили за рубежом. Так, лапландцы предпочитали вести торговлю именно на русские деньги. Датские купцы, торговавшие в Лапландии, вынуждены были пользоваться специально для этой цели отчеканенными по образцу московских датскими копейками. Назывались эти датские копейки корелками, чеканили их с согласия правительства Михаила Федоровича, и они также входили в систему денежного обращения Руси.

Первый выпуск корелок повторял тип московской копейки практически полностью. На них даже была русская надпись с именем Михаила Федоровича. Под конем, однако, имеется отличительный знак — «Р» (копенгагенский минц-мейстер Иоганн Пост), вес таких датских копеек несколько больше, чем русских, но качество серебра хуже. В дальнейшем корелки по весу были подогнаны под русские копейки, на них появились имя и титул датского короля Христиана, а московский знак — буква «М» — оставался отличительной меткой этих монет.





Метка: