СОВЕТСКИЕ БАНКНОТЫ 1991 г.
Рубрика: Деньги СССР с 1917 г.Падение покупательской силы рубля для населения ставило под сомнение его использование в международных расчетах. Дело шло к резкому сокращению сферы применения рубля как средства обращения внутри страны, так и средства платежа за рубежом. Для советских граждан, выезжавших из СССР, были введены ограничения по обмену рублей на иностранную валюту. А что же было делать с импортными товарами?
Внутри страны был допущен к обращению так называемый березовый рубль. Под этим названием скрывались чеки Внешпосылторга, которые использовались в качестве платежного средства в сети магазинов «Березка». Разумеется, создание параллельного рубля не могло не вызвать образование нелегальной сферы частных услуг, которые пресекались государством с особой жестокостью. Действия репрессивных органов зачастую выходили за рамки советских законов.
На лицевой стороне разменных чеков Внешпосылторга указывались достоинство, цифра номинала, серия и номер, год. В верхней части писалось название организации «Всесоюзное объединение «Внешпосылторг», а ниже шла надпись «разменный чек на получение товаров», вслед за которой указывалась надлежащая сумма. Слева вверху в изображении земного шара помещалось аббревиатура ВПТ (Внешпосылторг), а внизу в розетке была цифра номинала. В правой части и вверху, и внизу указывалась цифра номинала. Для чеков крупных номиналов, например 10 рублей, было все наоборот: справа в изображении земного шара помещалась аббревиатура «ВПТ», а в левой части вверху и внизу давалась цифра номинала, указывался год «1976». Однако изображение земного шара присутствует не на всех чеках выпуска 1976 г. На оборотной стороне чеков Внешпосылторга имелась надпись: «Чек перепродаже не подлежит». Именно эта надпись, а не какая-либо статья Уголовного кодекса РСФСР считалась достаточным основанием, чтобы граждан, желавших поменять чеки на рубли, подвергали арестам, увольнениям с работы и даже выселению из Москвы.
В 1970— 1980-е гг. пятилетние планы не выполнялись по основным показателям. С каждым годом на рубль приходилось все меньше и меньше произведенной продукции в натуральном выражении. Но в денежном выражении народно-хозяйственные планы выполнялись и перевыполнялись, о чем неоднократно говорилось с высоких трибун первыми лицами страны. Это говорит о том, что государство часто прибегало к денежным эмиссиям.
В результате финансовой политики государства быстрыми темпами стала увеличиваться денежная масса в обращении. За 1971 — 1985-е гг. она выросла в 3,1 раза, тогда как производство товаров народного потребления только в 2 раза.
11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Он сразу же провозгласил политику перестройки. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Горбачев призвал страну к социально-экономическому ускорению. Он не задумывался о порочности экономической системы, а повторил лишь установки прежнего руководителя Ю. В. Андропова, а именно: бороться с недисциплинированностью, критиками, очковтирательством, алкоголизмом и т. д.
Существует обывательское мнение, что Горбачев начал перестройку напрасно. Если бы он ничего не менял, то люди жили бы хорошо, как и при Л. И. Брежневе, стоявшем во главе государства длительное время (1964— 1982 гг.). Но это не так. Обывательские суждения не учитывают реального положения вещей в советской экономике. Кроме того, нужно учитывать экономическое развитие стран на «блоковой» основе, т. е. страны Восточной Европы и страны Западной Европы, а также экономически мощные державы Азиатско-Тихоокеанского региона.
Снижение роста реальной продукции привело к денежным накоплениям в народном хозяйстве и к росту денежных сбережений населения. В 1988 г. вклады населения в сберегательных кассах увеличились почти на 30 млрд рублей. Это явилось следствием денежной эмиссии: в 1988 г. она удвоилась по сравнению с 1987 г. и увеличилась в четыре раза по сравнению с 1985 г. Рост денежной массы, не подкрепленный расширенным производством товаров широкого потребления, привел к росту средних розничных цен. В 1988 г. они выросли в среднем на 75%, что вызвало открытое обесценение рубля. Доверие населения к рублю падало, потребительские товары производились все в более ограниченном ассортименте и с худшим качеством, товары первой необходимости стали официально нормироваться. В число первых таких товаров попали винно-водочные изделия. На них выдавались талоны, а сами бутылки можно было приобрести в магазинах в установленное время.
Расстройство денежного хозяйства страны в условиях горбачевской «перестройки» пытались как-то преодолеть за счет улучшения банковской деятельности. С 1987 г. в стране стали осуществляться меры по совершенствованию банковского дела. Была создана система банков в составе Госбанка, Внешэкономбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка, Сбербанка. Но эти организационные меры не сопровождались расширением прав банков. Утверждалась лишь узкая специализация банков при полном сохранении ими государственного статуса. Сами структурные изменения не подкреплялись необходимыми правовыми документами.
Только в декабре 1990 г. был принят закон «О Государственном банке СССР». В соответствии с законом он объявлялся центральным банком страны.
Государственный банк СССР был подотчетен Верховному Совету СССР и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти. Ему принадлежало исключительное право выпуска наличных денег в обращение и их изъятия. Эмиссия денежных знаков должна была осуществляться только в форме банковских билетов (банкнот) Госбанка СССР. Банкноты признавались безусловным обязательством банка и обеспечивались всеми его активами. Достоинство банкнот и их отличительные признаки определялись тоже Госбанком СССР.
К концу 1990 г. финансы вышли из-под контроля Правительства, увеличивался бюджетный дефицит, внутренний государственный долг возрастал, а вместе с ним возрастал объем денежной массы. Положение страны на международной арене тоже изменилось, поскольку внешнеэкономическая платежеспособность Советского Союза падала.
Потребительский рынок был почти полностью вытеснен нормированным распределением продуктов питания и предметов первой необходимости.
Чтобы нормализовать денежное обращение и потребительский рынок, Президент СССР М. С. Горбачев издал 22 января 1991 г. указ, по которому следовало произвести обмен денежных знаков в 50 и 100 рублей образца 1961 г. на банкноты в 50 и 100 рублей образца 1991 г. Наряду с этим Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет министров, во главе которого был поставлен Валентин Сергеевич Павлов.
В январе 1991 г. Госбанк СССР выпустил в обращение билеты достоинством в 20 и 100 рублей. Одновременно прекращался прием к платежу знаков достоинством 1961 г. По своему формату знаки совпадали. На свободном поле справа помещался водяной знак с изображением барельефа Ленина. На лицевой стороне помещалось изображение Ленина, государственного герба СССР, наименование билета, надпись достоинства, цифры номинала. На правом свободном поле помещались цифры «1991» и 100 или 50 в розетке, а сверху и снизу имелся многоцветной бордюр. На оборотной стороне банкнот имелось изображение вида Московского Кремля, надпись достоинства на пятнадцати языках союзных республик, цифры номинала, на левом свободном поле внизу размещались цифры 100 или 50 в розетке. Банкноты отличались цветом: на сторублевой преобладал коричневый цвет, а на пятидесятирублевой — коричнево-зеленый. В борьбе с нетрудовыми доходами, как предполагалось Указом от 22 января 1991 г., новые банкноты особой роли не сыграли.
Реформа Павлова предусматривала выпуск в обращение банкнот достоинством 1, 3, 5, 10, 25 рублей и более крупной банкноты достоинством в 1 тыс. рублей. Однако Госбанком СССР были выпущены банкноты достоинством в 1 рубль и 1 тыс. рублей, а остальные денежные знаки не были выпущены в обращение. При этом бумажные деньги образца 1961 г. сохранялись в обращение впредь до износа и были обязательны к приему во все платежи и для зачисления
В апреле 1991 г. Правительство пошло на проведение реформы цен, чтобы закрепить результаты январского обмена крупных денежных знаков. К этому
на счета.
времени покупательная способность населения снизилась, и власть была вынуждена пойти на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен вновь и больше уже не останавливался. В свою очередь, Президент СССР М. С. Горбачев, чувствуя свое шаткое положение, пошел на нарушение союзного законодательства и взял в июле в обход Верховного Совета СССР из Госбанка 93 млрд рублей на содержание армии и государственного аппарата. В результате увеличивающаяся инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию.
Одновременно возрос внешний государственный долг. Катастрофически уменьшились золотые запасы страны (1990 г. — 4 тыс. т, а в 1991 г. — 1,2 тыс. т). Государство не могло произвести уже уплату по займам, страна оказалась на грани банкротства. «Перестройка», в которую так уверовал М. С. Горбачев, подвела экономику к развалу, страну — к распаду, народ — к голодному состоянию. Союзный рубль оказался на грани полного краха.
Таким образом, советские банкноты 1991 г. были эмитированы Государственным банком СССР в условиях ухудшения экономического положения страны. И если «перестройка» стала последним этапом существования СССР, то союзные рубли образца 1991 г. завершили свою историю вместе с историей Советской страны.
Итак, с 1947 по 1991-е гг. в денежном обращении Советского государства находились союзные рубли. Формой эмиссии денежных знаков стали государственные казначейские билеты СССР и билеты Государственного банка СССР. Они пришли на смену советским червонцам и казначейским билетам 1930-х гг. После денежной реформы 1961 г. формат денежных знаков был унифицирован и не менялся до распада Советского Союза. Последние союзные рубли были эмитированы в 1991 г. в условиях существенного дефицита государственного бюджета и нараставшего государственного долга.
После распада СССР в декабре 1991 г. на бывшем пространстве Советской страны образовалось пятнадцать независимых государств. Но история российского рубля не прервалась.