Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Банковский надзор и регулирование деятельности банков в Германии

Рубрика: Банковская система Германии и Австрии

В Германии существует система банковского надзора, в рамках которой Бундесбанк разделяет обязанности по надзору с Федеральным ведомством надзора за кредитной системой (ФВНКС). ФВНКС располагается в Берлине и осуществляет государственный надзор за всеми кредитными учреждениями. Ведомство является самостоятельным федеральным верховным органом, который подчиняется указаниям федерального министра финансов. Президент ведомства назначается Президентом Германии по предложению федерального правительства, которое должно предварительно выслушать и мнение представителя Дойче Бундесбанка.

ФВНКС осуществляет надзор за 3675 кредитными учреждениями. Деятельность подавляющего большинства их характеризуется как стабильная. Так, в 1996 году лишь 348 кредитных учреждений дали ФВНКС повод для серьезного недовольства их деятельностью. В 35 случаях ФВНКС запретило кредитным учреждениям выдавать кредиты своим клиентам, в 65 — руководству учреждений были вынесены предупреждения, в 39 случаях высшие менеджеры банков были вынуждены покинуть свои посты. В 279 случаях банки и их руководство получили замечания.

Большинство вскрытых недостатков пришлось на кооперативные банки. Негативные оценки ФВНКС заслужили 281 из 2514 германских кооперативных банков. Значительно меньше претензий к деятельности сберкасс (47 случаев на 607 учреждений), кредитных банков (13 случаев на 233 учреждения), инобанков (3 случая на 122 учреждения) и ипотечных банков (1 случай на 27 институтов). Для улучшения контроля над кооперативными банками как самой многочисленной группой мелких институтов ФВНКС разработало систему раннего предупреждения BAKIS, позволяющую на основе анализа доходов и уровня рисков быстрее выявлять наиболее критические случаи.

Суть германского банковского надзора заключается в разработке стандартных балансовых показателей, контроле за их соблюдением и аудиторской проверке правильности бухгалтерской отчетности. Балансовые показатели определяют допустимые пределы рисков кредитных, рыночных, курсовых колебаний ликвидности прежде всего с точки зрения их соответствия собственному капиталу банков. В задачу надзорных органов входит и проверка методик расчета показателей, положенных в основу индивидуальных систем оценки рисков.

В своей деятельности ФВНКС опирается на профессиональные структуры, в числе которых Ассоциация немецких банков (Bundesverband deutscher Banken), объединяющая частные банки, с промежуточным звеном в виде одиннадцати региональных ассоциаций и двух специализированных объединений — Ассоциации ипотечных банков и Ассоциации банков для судостроения. Членство является факультативным. Кроме того, существует Немецкая ассоциация сберегательных касс (Deutscher Sparkassen und Giroverband), Ассоциация немецких народных банков и касс взаимного сельскохозяйственного кредита (Bundesverband deutscher Volksbanken und Raiffeisenken) и, наконец, Ассоциация банков государственного сектора (Verband offentlicher Banken).

Деятельность банков страны регулируется на основании генерального закона о банках 1961 года, который заменил декрет 1931 года и частичный закон 1934 года, обеспечивший господствующее положение нацистского руководства. В этот закон были внесены изменения: в 1974 году — в области валютных операций, затем в 1976 году — в части крупных кредитов, наконец, в 1985 году — в отношении консолидации счетов, а следовательно, и рисков.

Эффективное функционирование экономики требует общепризнанных регулирующих рамок. Если они слишком широки, рынок создает собственные правила; слишком узкие рамки тормозят экономическую активность и конкуренцию. Эта фаза «зарегулированности» достигнута в последние годы в кредитной системе Германии. С 1989-го по 1995 год в Германии вступили в силу около 140 новых и измененных норм, касающихся работы только сберкасс, из них около 40 регулируют непосредственно финансовые операции, остальные — права персонала. Добавляют забот и решения высших судебных органов. Разовые затраты сберкасс на реализацию новых норм составили в 1996 году 14 млрд марок, текущие выросли на 660 млн марок в год. По мнению германских специалистов, занимающиеся этим сотрудники отвлекаются от собственно финансовых институтов, снижается международная конкурентоспособность германской кредитной системы в целом.

Кредитные институты страдают не только от быстрого изменения нормативов, но и от их распространения на новые области. Ярким примером этого является постановление Федерального ведомства кредитного надзора о банковских операциях с несовершеннолетними, направленное на предотвращение злоупотреблений, не встречающихся на практике, и содержащее рекомендации, излишние с точки зрения не только кредитных институтов, но и самих несовершеннолетних и их родителей. Вновь принимаемые нормы и поправки отличаются чрезмерной детальностью. Больше не приходится полагаться на то, что однажды установленные принципы сохранятся сколько-нибудь долгое время. Не успела кредитная система с огромными затратами сил приспособиться к закону о налоговой реформе 1990 года, которым был введен налог на источники дохода, как этот налог был отменен.

Аудиторские проверки годовых отчетов банков занимают в системе германского банковского надзора центральное место. Процедура их проведения определяется предписанием Федерального ведомства по банковскому надзору от 1994 года. Оно интересуется прежде всего правильностью интерпретации отчетных данных, проверкой же достоверности последних занимаются независимые аудиторы, направляющие свои заключения по отчетам в Федеральное ведомство по банковскому надзору и Бундесбанк. Балансовые отчеты проверяются на предмет их соответствия правовым и бухгалтерским нормам, а также с целью выяснения финансового положения банков. Особое внимание уделяется выполнению предписаний органов банковского надзора относительно гарантийного покрытия различного вида рисков. Вместе с годовыми отчетами банки обязаны представлять данные об организационной структуре, внутренней бухгалтерской отчетности и системе контроля, зарубежных филиалах, участии в других фирмах, влиянии колебаний процентных ставок на доходы, скрытых резервах, давать подробную расшифровку балансовых данных.

Проверку балансового отчета аудитор начинает с изучения финансового положения банка, его рентабельности, конкурентоспособности, степени влияния на него курсовых колебаний на фондовом и валютном рынках, предпринимательской стратегии, равно как и отношений с Федеральным ведомством по банковскому надзору и Бундесбанком, результатов предшествующих аудиторских проверок. Как правило, проверка идет по двум направлениям: исследуются внутрибанковские нормативные документы и контрольные механизмы с точки зрения их соответствия требованиям Федерального ведомства по банковскому надзору и каким образом эти нормативные документы и контрольные механизмы применяются на практике. Для аудита большое значение имеет степень эффективности работы внутрибанковской ревизионной службы, которой аудитор может перепоручить выполнение части заданий по проверке. Германское законодательство ограничивает ответственность аудитора за причиненный банку по служебной халатности ущерб суммой в 500 тыс. марок.

Помимо обязательных аудиторских проверок банки пользуются услугами Аудиторского объединения германских банков, которое является составной частью частной системы страхования вкладов. Членами объединения являются более 300 банков, которые должны одновременно участвовать и в Фонде страхования депозитов.

Проверки, проводимые аудиторским объединением, имеют целью своевременно обнаружить опасные тенденции в деятельности банков, с тем чтобы избежать их обращений за помощью к Фонду страхования депозитов. Ежегодно проводится до 70 проверок обеспечения безопасности вкладов и 10 проверок финансового состояния банков, желающих вступить в объединение. Проверки проводятся с предварительным уведомлением и без него. Работа строится таким образом, чтобы избежать дублирования деятельности органов федерального банковского надзора.

При проверке банков особое внимание уделяется тем направлениям их деятельности, где рисковой потенциал наиболее высок. К ним объединение относит кредитные операции, операции с ценными бумагами и инвалютой, депозитные операции. В последнее время к этим направлениям добавились операции с производными финансовыми инструментами. В конечном счете, проверки сводятся к выяснению, насколько благополучно обстоят дела в банке с собственным капиталом и доходами и насколько надежно защищены интересы вкладчиков. По итогам проверки Аудиторское объединение указывает банкам на слабые места и дает рекомендации по их устранению. Банки, как правило, информируют объединение о ходе устранения недостатков. В случае обнаружения особо крупных нарушений или слишком опасных тенденций объединение проводит через некоторое время повторную проверку. Для решения назревших проблем объединение может предписать банкам принятие особых мер, а неподчинение таким указаниям может стоить банкам членства в Аудиторском объединении.

Начиная с 1996 года ФВНКС переданы от промышленной инспекции функции надзора за обменными пунктами, а с 1998 года, кроме кредитных учреждений, под непосредственный надзор ФВНКС перешли 7500 компаний, оказывающих разнообразные финансовые услуги.

Законодательство Германии содержит многочисленные нормы раскрытия информации и публикации отчётности коммерческими банками. Вместе с тем эти нормы зачастую весьма размыты и предоставляют банкам значительную свободу действий. Банки имеют возможность публиковать дополнительную информацию либо в форме более детального представления обязательной информации, либо в форме разного рода приложений к отчёту. Стратегическая ценность дополнительной информации заключается не только в её объёме, но и в расположении в рамках годового отчёта, т.е. помещается ли она в основной части, подлежащей обязательной проверке независимого аудитора, или в так называемой «факультативной» части.

Важное значение имеет и то, содержится ли в отчёте исключительно ретроспективная информация или предпринимаются попытки проследить тенденции будущего развития, представляющие главный интерес для адресата отчёта. Так как отдельные региональные и отраслевые сегменты имеют различные шансы роста, уровни риска и прибыльности, детализация результатов деятельности банка по таким сегментам обеспечит аналитиков ценной информацией о его перспективах. Сейчас германские банки раскрывают региональные составляющие балансовых статей лишь в исключительных случаях, а отраслевые составляющие — практически никогда.

Что касается собственно прогнозной части годового отчёта, то Федеральное объединение германских банков (ФОГБ) рекомендовало ограничить её качественной оценкой тенденций развития сроком до года и отказаться от количественных оценок, поскольку серьёзно прогнозировать денежную политику и связанный с ней уровень процентных ставок на сколько-нибудь длительный срок практически невозможно. Поэтому в годовых отчётах можно найти лишь общие рассуждения о задачах маркетинга, управлении риском, целевых группах или географических рынках. Количественные прогнозы доходности за пределы банка не выходят. Однако уже был предпринят ряд попыток законодательно изменить эту ситуацию и обязать банки раскрывать более конкретную информацию о своих перспективах.

В процессе гармонизации международных норм финансовой отчётности выявился пока непреодолённый конфликт между ориентированным на инвестора англо-американским принципом оценки балансовых и внебалансовых статей по их реальной стоимости и ориентированным на кредитора германским принципом образования скрытых резервов. Наличие непубликуемых скрытых резервов и их возможное использование для улучшения показателей деятельности банка несовместимы с потребностями аналитиков и рейтинговых агентств в актуальных и сопоставимых данных.

Если в англо-американской системе обязательная публикация доходности на одну акцию является неотъемлемым элементом банковской отчётности и регулируется специальными нормами, то в Германии эти данные часто вообще не публикуются. В то же время большинство банков добровольно выполняют также рекомендации ФОГБ по раскрытию данных об операциях с производными финансовыми инструментами и об уровне ценовых и рыночных рисков, которые идут значительно дальше законодательно установленных требований к такого рода информации.