Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Банк Англии в преддверии создания Европейского валютного союза (ЕВС)

Рубрика: Банковская система Англии

В ходе подготовки к вступлению Великобритании в Европейский валютный союз Банк Англии активизировал обсуждение вопроса о наделении Банка большей степенью независимости от правительства. Однако это в консервативной среде, характерной для Англии, сделать очень трудно. Поэтому рассматривались лишь пути частичного реформирования существующих отношений между Банком Англии и правительством. Так, например, было принято решение наделить ЦБ операционной независимостью, включая право устанавливать базовые процентные ставки. Эта задача возлагается на Комитет по денежно-кредитной политике Банка. При этом правительство должно только задавать долговременный инфляционный ориентир, превышение которого на одном этапе должно компенсироваться впоследствии более низким, чем контрольная цифра, показателем инфляции. Такое решение позволило разделить ответственность перед парламентом: правительства — по вопросам инфляции и экономического роста, а ЦБ — за соблюдение инфляционных показателей в рамках каждого бюджета. Компромиссность такого решения обеспечивается сохранением за министром финансов возможности сменить состав Комитета, если парламент сочтёт его членов не справляющимися со своими обязанностями, и в то же время ограничением оперативного вмешательства кого бы то ни было в полномочия Комитета.

Одновременно с принятием в 1997 году решения о предоставлении оперативной независимости Банку Англии правительство Великобритании решило передать текущее управление госдолгом Казначейству, при котором образовано специальное агентство. Причиной такого решения стало стремление разделить функции управления государственным долгом и процентной политикой во избежание конфликта интересов и использования инсайдерской информации.

В связи с таким расширением прав существенно повысилась роль подразделения денежно-кредитного анализа Банка, которое призвано обслуживать внутрибанковский комитет по денежно-кредитной политике, самостоятельно принимающий решение об установлении основных процентных ставок, в то время как ранее они лишь могли давать советы министру финансов, который их обычно игнорировал.

Передача функций управления госдолгом Казначейству привела к тому, что часть сотрудников департамента операций на открытом рынке Банка Англии утратила свои функциональные обязанности. Департамент государственных облигаций потерял своего крупнейшего клиента, но продолжал работу с другими клиентами, а также занялся управлением краткосрочными процентными ставками.

Кроме того, в рамках подготовки к европейской интеграции можно рассматривать введение в 1996 году системы брутто-расчётов в режиме реального времени, создание по инициативе Банка Англии расчётных систем для отдельных видов рынков: гособлигаций, векселей, ценных бумаг (Евроклир и СЕДЕЛ), разработку совместно с коммерческими банками системы электронных расчётов на рынке акций (КРЕСТ). Следующим шагом станет сведение этих расчётных блоков в единую систему, позволяющую производить трансферт ценных бумаг в едином временном отрезке с переводом денег.

В преддверии создания Европейского валютного союза (ЕВС) работа центробанков стран Западной Европы осложняется различными требованиями недовольных служащих. Так, в Центробанке Мальты в начале 1996 года многие служащие под нажимом местного профсоюза по утрам в течение часа отказывались пользоваться телефоном. Причина — переход к началу работы в разное время в зависимости от времени года и подключение Мальты к часовому поясу финансовых рынков ЕС без согласования с профсоюзом.

Много недовольных и в Банке Англии. Результаты проведённого здесь в 1995 году опроса 3000 служащих свидетельствуют о чрезвычайно низком их моральном состоянии из-за проводимых преобразований, в результате которых из Банка ушли 9 из 35 высших чиновников.