Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Банк Англии и правительство Великобритании

Рубрика: Банковская система Англии

Минфин задал темпы роста розничных цен на уровне 2,5% на неопределённо длительный период. Постоянно низкая инфляция была определена как конечная цель денежно-кредитной политики. В связи с этим в последние годы среднесрочная финансовая стратегия формулирует лишь ряд экономических и финансовых индикаторов, с помощью которых оценивается состояние денежно-кредитной сферы и реализуется денежно-кредитная политика. Банк Англии дает характеристику текущей денежно-кредитной политики в ежеквартальном бюллетене и годовом отчете, который представляет на рассмотрение парламента.

В отчётах даётся независимая оценка текущего уровня инфляции, тенденций её развития и возможных отклонений от заданных ориентиров. При составлении отчётов во главу угла ставится достижение предельной объективности и непредвзятости, исключается возможность оказания какого-либо давления на Банк: о содержании документа Минфин узнает только после его публикации. Отчёт содержит инфляционный прогноз на два года вперёд. В процессе подготовки отчёта в Банке проводится серия совещаний, где даётся оценка новым и неучтённым в предыдущем прогнозе фактам, сравниваются по аналогии ситуации из прошлого опыта и обсуждаются возможные меры воздействия на них, определяются природа и количественные характеристики рисков. Банк Англии не работает с большими макроэкономическими моделями, хотя не отказывается от моделирования отдельных экономических процессов и ситуаций.

До 1997 года окончательные решения по вопросам денежно-кредитной политики принимались на ежемесячных встречах министра финансов и управляющего Банком Англии. В процессе подготовки к встрече на основе последних данных в Банке готовился ежемесячный финансово-экономический отчёт, который затем обсуждался в Комитете по денежно-кредитной политике под председательством заместителя управляющего ЦБ с участием аналитиков и ведущих специалистов. В процессе обсуждения реально сложившаяся ситуация сравнивалась с прогнозами и формулировались рекомендации по принятию возможных мер. Затем рекомендации и анализ рассматривались на заседании Комитета по денежно-кредитной политике под председательством управляющего ЦБ; выводы комитета направлялись в Минфин. Примерно по той же схеме велась работа и в Минфине. Последним мероприятием перед встречей глав Минфина и ЦБ было совещание представителей руководства Банка и Минфина, возглавляемых соответственно заместителем управляющего ЦБ и постоянным секретарём Минфина. Здесь происходило сравнение фактических материалов и сопоставлялись результаты их анализа. Итоги совещания докладывались руководству Минфина и Банка.

На встрече министра финансов и управляющего ЦБ со стороны Банка присутствовали заместитель управляющего и два директора, в сферу ведения которых входят вопросы устойчивости национальной валюты. Управляющий Банком Англии зачитывал заранее подготовленное, выражающее точку зрения Банка выступление, которое полностью публиковалось в печати. Министр финансов делал аналогичное заявление и после обсуждения формулировал своё решение. Банк выполнял принятое решение при своей интервенции на денежном рынке, иногда в тот же день.

Министр финансов может давать прямые распоряжения Банку Англии после консультаций с управляющим, однако до настоящего времени таким правом не пользовался, так как разногласия урегулировались путем согласований. Тем не менее, Закон о Банке Англии предусматривает доминирующую позицию Минфина над Банком Англии.

Однако всё-таки истинное влияние Банка Англии гораздо больше, чем вытекает из соответствующих законоположений. Во-первых, потому, что будучи официальным представителем Сити при правительственных органах Банк пользуется весьма либеральной традицией всех правительств в отношении финансовой деятельности. Во-вторых, ввиду того, что службы Казначейства весьма ограничены, банк выполняет некоторые из функций Казначейства, которое, со своей стороны, старается в наибольшей степени учитывать его мнение. Но формально зависимость Банка Англии от правительства представлялась экспертам самым большим препятствием на пути присоединения Великобритании к Европейскому экономическому валютному союзу. До прихода к власти Маргарет Тэтчер Банк Англии активно участвовал в хозяйственной жизни страны. В частности, он приходил на помощь предприятиям, оказавшимся в трудном положении. Ещё ранее, в период между мировыми войнами, он финансировал восстановление и модернизацию хлопчатобумажной, сталелитейной, а затем и судостроительной промышленности.