Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Банк Испании. Функции и роль

Рубрика: Банковская система Испании и Португалии

Функции центрального банка в Испании выполняет Банк Испании (БИ). В 1921 году он утратил функции обычного коммерческого банка и стал центром принятия решений в области денежно-кредитной политики под руководством Министерства финансов. Позже Банк Испании потерял даже ограниченную самостоятельность, частично восстановив её с принятием в 1980 году нового законодательства о центральном банке. Закон 1980 года обязывал Банк Испании обеспечивать стабильность цен в согласовании с общими целями экономической политики правительства. Эта оговорка сделала ценовую стабильность практически недостижимой, что и нашло отражение в годовых темпах инфляции на уровне 10%. Лишь после принятия Маастрихтских соглашений и их воплощения в новом законодательстве о центральном банке данная норма была изменена в пользу БИ. Теперь он должен поддерживать политику правительства лишь в той степени, в какой это можно делать без влияния на стабильность национальной валюты. Отныне Банк Испании не может получать указаний от органов исполнительной власти и имеет решающее право голоса при использовании тех или иных монетарных инструментов. В то же время Центробанк подотчётен парламенту и правительству. Управляющий БИ обязан присутствовать на заседаниях правительства и ряда парламентских комитетов, что даёт возможность оказывать на него давление и тем самым влиять на принятие решений в области денежно-кредитной политики.

Управляющий БИ назначается королём Испании по представлению главы правительства сроком на 6 лет без возможности назначения на второй срок. Министр финансов информирует о предстоящем назначении парламент, однако последний не имеет права отводить предложенную кандидатуру. Уволить управляющего можно только в том случае, если он не способен выполнять свои обязанности или за серьёзный проступок. В течение двух лет после ухода со своего поста управляющий не имеет права работать в учреждениях кредитной системы. Его заместитель назначается правительством по рекомендации управляющего на тот же срок. Остальные члены Банковского совета, включая директора Казначейства, директора налогового ведомства и советников, назначаются правительством по представлению министра финансов на срок четыре года.

Частные активы членов Банковского совета находятся под жёстким контролем. Сразу после назначения они передают своё движимое имущество в доверительное управление специального института, не принимающего от них никаких инструкций. Причиной этого стали многочисленные финансовые скандалы 80—90-х годов, в которых были замешаны члены руководства Центробанка. Бывший управляющий БИ М. Рубио был обвинён в укрывательстве налогов, подделке документов и злоупотреблении инсайдерской информацией.

Закон 1980 года открыл государству практически неограниченный доступ к кредитам Центробанка. Поскольку Маастрихтские соглашения категорически запрещают подобную форму финансирования бюджетного дефицита, Банк Испании начал сокращать объём предоставляемых государству кредитов. Если в 1991 году они составили 2,8% от ВВП, то в 1992 году — только 0,1%. Однако по-прежнему разрешены операции на открытом рынке, в том числе приобретение БИ государственных долговых обязательств, что теоретически позволяет обойти запрет на кредитование правительства.

Согласно действующему законодательству бюджет БИ и порядок распределения его прибыли утверждаются Минфином страны. Законодательство является основой отношений Центробанка и правительства. Степень реальной независимости Центробанка во многом определяется другими, неформально и трудно измеряемыми факторами, такими, как традиции и общие представления населения о возможностях денежно-кредитной политики. До воплощения в жизнь Маастрихтских соглашений Банк Испании был скорее инструментом правительства по управлению экономикой, нежели независимым и самостоятельным институтом. Теперь на повестке дня стоит воплощение формально достигнутой независимости в реальную жизнь. Пока в политических кругах и в обществе господствует мнение, что либеральная денежно-кредитная политика стимулирует экономику и занятость, её ужесточение в целях достижения ценовой стабильности весьма проблематично. Кроме того, выполнение БИ функций фискального агента государства может привести к возникновению внутреннего конфликта с выполняемыми банком функциями гаранта ценовой стабильности.

В 1996 году Банк Испании завершил период санации и сумел утроить свою консолидированную чистую прибыль, достигнув уровня 1994 года. Обязательства и ресурсы клиентуры выросли по сравнению с 1995 годом соответственно на 18,5% и 12,7%. БИ значительно укрепил свои позиции в сферах кредита (14,1%) и ресурсов (14,3%). За 1994—1996 годы объём сомнительных и непогашенных долгов уменьшился с 15,6 до 8 млрд фр. франков, а уровень покрытия увеличился на 30% с 66 до 96%, и даже до 120% с учётом ипотечных гарантий.

В 1996 году доходы будущих периодов БИ составляли 7 млрд фр. франков, из которых 2,6 млрд приходилось на участие в промышленных предприятиях и 2,2 млрд на банковские филиалы. Кроме того, доходы от участия в таких сферах деятельности, как энергетика, телекоммуникации, недвижимость, превышали 7,3 млрд фр. франков. В 1996 году число клиентов БИ увеличилось по сравнению с 1995 годом на 7,5% до 4,3 млн. При этом число отделений и, особенно, служащих было значительно сокращено: отделений — на 1,2% до 2572 и служащих — на 9,1% до 21689 чел.