Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Борьба с уклонением от уплаты налогов в Германии

Рубрика: Банковская система Германии и Австрии

По данным Бундесбанка, средства физических и юридических лиц на счетах только в заграничных филиалах и дочерних учреждениях германских банков за период с 1987-го по 1994 год выросли соответственно в 6 и 4,5 раз. Особенно высокие темпы «бегства» средств за границу установились начиная с 1993 года, когда Министерство финансов установило 30-процентный налог на процентные выплаты. Клиенты банков, стремящиеся уклониться от такого высокого налога, стали переводить средства в соседние Швейцарию и Люксембург. По мнению специалистов, 70% банковских клиентов, переводивших свои средства в Люксембург, не платили с них налоги.

В связи с этим под пристальным вниманием следственных органов оказались Коммерцбанк, Вестландесбанк, банковский дом Тринкхаус и Буркхардт, банк Лампе, Нордландесбанк, Ландесбанк Берлин, а также ряд кооперативных банков. Велось следствие против сотрудников Берлинер Фольксбанка. Двое сотрудников Дрезднер Банка осуждены в 1996 году за помощь клиентам в укрывании доходов от налогообложения.

В 1995 году четвертый по величине банк Германии — Коммерцбанк — стал жертвой шантажа со стороны бывшего сотрудника, с которым не был продлен срок договора найма. Похитив из банка файл со списком 2000 клиентов, поместивших депозиты в люксембургском филиале Коммерцбанка, он потребовал 5 млн марок за неразглашение имеющихся у него данных. Однако арестовав шантажиста, полиция, несмотря на протесты руководства Коммерцбанка, передала этот список налоговому ведомству, что открыло путь к расследованию дел об уклонении от уплаты налогов.

Германская юрисдикция дает банкам мало шансов противиться следственным действиям в связи с уклонениями от уплаты налогов. Банковская тайна как таковая не упомянута в основном законе Германии. Начиная с 1993 года банки обязаны идентифицировать личность клиента (до этого анонимные счета были в порядке вещей). Расследование случаев уклонения от уплаты налогов с доходов может проводиться на основании налогового или уголовного права. Расследование на основании уголовного права включает в себя следующие элементы: запрос банку о предоставлении необходимой информации; затребование документов на основании судебного постановления; допрос банковских служащих в качестве свидетелей по вызову прокуратуры или криминального отдела финансового ведомства; обыск и конфискация документов на основании судебного ордера. Последняя процедура встречается в следственной практике наиболее часто. Следствие на основании налогового права включает в себя: запрос о предоставлении информации; запрос о предоставлении документов; допрос под присягой банковских служащих финансовым судом; досмотр рабочих помещений; досмотр ценностей.

Если лицо, по делу которого ведется следствие, не имеет порочащего прошлого, то следствие должно обратиться за информацией сначала к нему самому и только потом, при необходимости, к банку. Вести расследование за спиной у клиента банка запрещено. Следствие может запросить информацию у банка, только опираясь на какие-то конкретные факты и наблюдения. Банк обязан оказывать содействие следствию, но только в допустимых пределах, чтобы не нанести ущерба принципу доверительных отношений между банком и клиентом.

Следственная группа появляется в банке без предупреждения и предъявляет ордер на обыск. Как правило, следователи ждут появления представителя банка или адвоката, но с точки зрения закона это не обязательно. Проводить обыск имеют право только сотрудники прокуратуры, полиции, налоговой инспекции, криминальных отделов финансовых ведомств или таможенной инспекции. При этом в качестве свидетеля может приглашаться представитель органов местного самоуправления. Кто-либо еще, тем более пресса, не допускаются.

Законным основанием для проведения обыска и конфискации документов является судебный ордер, предъявляемый в оригинале. Юристы банка должны получить копию ордера на предмет проверки его юридического соответствия. Однако обыск может производиться и без ордера, если речь идет о предотвращении правонарушения или существует опасность изъятия и уничтожения документов. В этом случае ведущие следствие лица должны дать соответствующие разъяснения и предъявить банку ордер на обыск в течение последующих трех дней.

Примером размаха обысков могут служить обыски ряда банков в 1995 году по подозрению в переводе капитала за границу в целях уклонения от уплаты налогов. Во время одного из них было конфисковано 40 тыс. документов о клиентских счетах и счетах других банков.





Метка: