Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

БУМАЖНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ 1992 г.

Рубрика: Деньги России с 1992 г.

С распадом СССР в декабре 1991 г. Россия стала его правопреемницей в международных делах, а внутри страны получила тяжелое бремя нерешеных проблем: социально-экономических, политических, национальных, финансовых. Падение союзного центра требовало от российского руководства как можно быстрее встать на путь широких экономических и политических преобразований.

Еще 6 — 8 ноября 1991 г. было сформировано новое Российское правительство во главе с Президентом Б. Н. Ельциным. Вице-премьером в Правительстве, курировавшим экономические вопросы, был назначен Е. Т. Гайдар. Одновременно он исполнял функции министра экономики и финансов. С самого начала Правительство стало проводить радикальную реформу в экономике. В историю она вошла под названием «Реформа Гайдара».

Тяжелое внутреннее положение заставило Правительство начать экономическую реформу с либерализации цен, установления высокого уровня налогообложения, урезания социальных расходов. Этими мерами предусматривалось стабилизировать финансовое положение, уменьшить дефицит государственного бюджета, открыть дорогу стране в международные финансовые организации.

Либеральные реформы начались после шести лет бесплодных разговоров о рынке. Борьба Горбачева с пьянством «выбросила» на рынок огромное количество денег, а закон о кооперации (1988 г.) позволил всем хозяйственным единицам переводить безналичные средства в наличные беспрепятственно. В итоге на руках у населения оказалось почти 560 млрд рублей, в то время как товарных запасов имелось только на 70 млрд рублей. К началу 1991 г. покупательная сила рубля упала до 11 копеек. За весь 1991 г. розничные цены выросли в 8— И раз, а валовой национальный продукт сократился на 15 — 20%. К этому следует добавить, что Россия унаследовала от СССР громадный внешний долг в размере почти 70 млрд долларов, на обслуживание которого требовались огромные выплаты по процентам.

Предложенный Правительством путь реформирования российской экономики получил название шоковой терапии. На первый план выдвигалась задача макроэкономической стабилизации, т. е. достижения равновесия между платежеспособным спросом и товарным предложением, в связи с чем предусматривалось размораживание всех цен и освобождение доходов, осуществление жесткой бюджетной и кредитной политики, приватизация государственной собственности.

В январе 1992 г. Правительство освободило цены на большинство товаров. Рост цен сразу же составил 1000— 1200%. Население было повергнуто в шоковое состояние. К концу года цены увеличились не менее чем в 26 раз, в то время как Правительством предусматривалось их повышение в 5—10 раз. При этом заработанная плата увеличилась лишь в 12 раз. В результате большинство населения страны оказалось за чертой бедности.

Одновременно Правительством был введен новый порядок внешнеэкономической деятельности. Постепенно прилавки магазинов заполнились товарами импортного производства, которые восполнили отсутствие отечественных товаров. Угроза голода, существовавшая для многих российских городов, стала постепенно отходить. Правительственное решение о либерализации цен было вынужденной мерой из-за опустевшей государственной казны.

Главную задачу Правительство видело в достижении бездефицитного бюджета. Поэтому сокращались затраты на содержание армии, производство оружия. Бюджетные расходы на социальные нужды были сведены к минимуму. Реформой не предусматривалась индексация сберегательных вкладов населения, что привело сразу же к их обесцениванию.

В феврале 1992 г. Правительство опубликовало меморандум по экономической политике. Стабилизация финансового положения в стране была главной задачей власти. Правительство рассчитывало на приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Оно прекратило выплаты дотаций убыточным предприятиям с целью последующей их приватизации. Президент Ельцин поддержал намерения Правительства.

В начале 1992 г. произошло небывалое сокращение денежной эмиссии. В январе она составила 25,8% по отношению к уровню декабря 1991 г., в феврале — 34,5%, а в марте — 59,7%.

Сокращая денежную эмиссию, Правительство стремилось сдержать рост цен, оздоровить финансы, привести в порядок бюджет и, конечно, заставить предприятия экономнее распоряжаться средствами. Однако этого не удалось добиться. Рост цен с января по март все время обгонял рост денежной массы. Правительство было вынуждено поднимать заработную плату, так как людям не на что было покупать товары и оплачивать различные услуги. Вместе с повышением заработной платы шел постоянный рост цен. Сдерживание инфляции становилось проблематичным.

Одновременно развивался другой процесс: денег все больше не хватало. Поначалу это не беспокоило правительство, вследствие чего возник кризис непла-жетей в производственной сфере. Предприятия, задолжав друг другу огромные суммы, рассчитывали на поддержку государства. Общая задолженность промышленных предприятий составила к апрелю 1992 г. 1,4 трлн рублей, а к июню сумма взаимных неплажетей достигла почти 2 трлн рублей. Ситуация грозила парализовать все экономические связи. Кроме того, начались перебои с заработной платой. В результате возник серьезный денежный кризис.

Под давлением Верховного Совета Правительство не только увеличило эмиссию, но и склонилось в пользу кредитов государственным предприятиям. В конце июня Центральный банк России предоставил необходимый кредит предприятиям. В оборот были выпущены новые финансовые средства, которые не были обеспечены товарами и услугами, что только усилило инфляцию. Многие предприятия оказались на грани краха. Правительству ничего не оставалось, как продолжать увеличивать денежную эмиссию и раздавать льготные кредиты государственным предприятиям. Однако взаимозадолженность предприятий не исчезла, 90% полученных ими средств пошло на увеличение заработной платы работникам и на покупку валюты. К осени взаимные неплатежи предприятий достигли 3,5 трлн рублей.

В очередной раз проблемы с задолженностью предприятий были переложены на плечи государства/Центральный банк России произвел некоторые взаиморасчеты между предприятиями, а также расширил кредитование народного хозяйства. Такие меры привели к увеличению массы наличных денег и резкому витку гиперинфляции.

Тем не менее в результате действий Правительства удалось предотвратить угрозу экономического и финансового крушения России. Потребительский рынок был нормализован, известный по советским временам дефицит товаров исчез, а вместе с ним исчезли и огромные очереди. С апреля по сентябрь соотношение между ценами и денежной массой несколько выровнилась. Перед командой реформаторов встала задача широкой приватизации государственных предприятий.

В июне 1992 г. Е. Т. Гайдар стал исполнять обязанности премьера. Правительство стало склоняться к замене государственных дотаций и кредитов зарубежными инвестициями, в том числе и частных лиц. 19 августа 1992 г. Президент Б. Н. Ельцин издал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», что стало началом так называемой ваучерной приватизации государственного сектора. С 1 октября государство приступило к выдаче приватизационных чеков (ваучеров) населению по номинальной стоимости 10 тыс. рублей. При этом в счет услуги в отделениях Сбербанка с каждого человека взимали по 25 рублей за приватизационный чек. Предполагалось, что люди, вкладывая ваучеры в акции предприятий, со временем смогут получать дивиденды с прибыли. Но этого не могло случиться тогда, поскольку ожидаемого экономического роста не было. В результате многие россияне почувствовали себя обманутыми с помощью ваучеров.

В то же время достичь макроэкономической стабилизации Правительство не сумело. Ход реформ стал отклоняться от намеченных мер. На бумаге все было гладко. Однако российская экономика не была подготовлена к столь резким переменам, психология людей была нацелена на иной производственный процесс. Курс радикальных реформаторов со всеми социальными издержками встретил непонимание граждан. В такой ситуации активизировались политические противники предложенного курса, что заставило Правительство вносить коррективы в ход реформ. Под давлением Верховного Совета, директоров промышленных предприятий, профсоюзных руководителей Правительство временно ослабило контроль над финансовой стабилизацией. Центральный банк России пошел на выдачу значительных кредитов промышленным предприятиям, что не способствовало общей стабилизации процессов в экономике. Предприятия продолжали оставаться убыточными.

Выпуски денежных знаков с советской символикой усиливали инфляцию. По расчетам западных специалистов, с июля 1992 по январь 1993 гг. было напечатано в 4 раза больше денег, чем их было к этому времени. Это привело ко второй волне инфляции, обрушившейся на общество в сентябре 1992 г. По сути дела, обозначился перелом в ходе реформ, что заметно оживило деятельность оппозиционных сил.

После распада СССР Правительство России решало труднейшие экономические вопросы, прибегая к такому инструменту, как деньги. Бумажные денежные знаки 1992 г. с советской символикой стали своеобразным связующим звеном от союзных рублей к национальной валюте Российской Федерации.





Метка: