Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Бундесбанк (Центральный банк Германии)

Рубрика: Банковская система Германии и Австрии

Руководство Рейхсбанком с небольшими изменениями осуществлялось до 1924 года рейхсканцлером, президентом Рейхсбанка и правлением. Канцлер был также председателем кураториума (наблюдательного органа), члены которого назначались частично кайзером, а частично бундесратом. В 1924 году был принят новый банковский закон, согласно которому Рейхсбанк был объявлен независимым от германского правительства. При Рейхсбанке был создан Генеральный совет, состоявший наполовину из иностранных представителей, а также была учреждена должность комиссара по наблюдению за эмиссией банкнот.

В 1933 году Генеральный совет был упразднен, а право назначать президента и членов правления перешло к фюреру и рейхсканцлеру. Закон о кредитной системе (от 5 декабря 1934 года) предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всей кредитной системе. Рейсхбанк осуществлял правительственный надзор над частными кредитными учреждениями, он являлся монопольным расчетным центром других банков и сберкасс, которые были обязаны держать у него на текущем счете свои кассовые резервы. На Рейхсбанк была возложена задача мобилизации всех финансовых ресурсов для подготовки войны. В 1939 году был издан специальный закон о Рейхсбанке, полностью подчинивший его фюреру и рейхсканцлеру.

После окончания второй мировой войны формирование структуры Бундесбанка (центрального банка Германии) происходило под влиянием разделения государства на оккупационные зоны. В результате отсутствия единого мнения оккупационных властей о структуре центрального банка его создание не носило согласованного характера.

В 1946—1947 годах в американской и французской зонах появились первые Центральные банки земель, основанные на принципах функционирования Федеральной резервной системы США (ФРС). В 1948 году были учреждены четыре Центральных банка земель в британской зоне. Капиталы образованных банков земель состояли из взносов коммерческих и прочих банков.

Однако несогласованность действий земельных банков препятствовала проведению эффективной денежно-кредитной политики. Осознание этого факта привело к образованию в марте 1948 года Банка немецких земель (БНЗ), дочернего банка юридически самостоятельных Центральных банков земель. БНЗ обеспечивал проведение единой политики Центральными банками земель, выполнял операции только с государственными учреждениями и коммерческими банками, занимался учетными и ломбардными операциями, операциями на открытом рынке, устанавливал нормы обязательных резервов для коммерческих банков, осуществлял эмиссионные операции. БНЗ не имел филиалов и для непосредственной связи с другими кредитными учреждениями использовал Центральные банки земель. Высшим органом БНЗ был Центральный банковский совет, в состав которого входили: президент совета, президент дирекции, а также президенты Центральных банков земель. Министры финансов и хозяйства являлись постоянными представителями правительства на заседаниях Центрального банковского совета с правом совещательного голоса.

Вместе с тем следует отметить, что созданию Бундесбанка предшествовали начиная с 1952 года многочисленные дебаты между сторонниками централизованной и децентрализованной эмиссионной системы. Поэтому в законе 1957 года принцип децентрализации не был ликвидирован полностью — земельные головные конторы сохранили некоторую организационную самостоятельность.

Основной задачей деятельности Бундесбанка является регулирование денежной массы в обращении и кредитование экономики с целью сохранения стабильности национальной валюты. Он осуществляет единую денежно-кредитную политику.