Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Взаимодействие Бундесбанка и федерального правительства

Рубрика: Банковская система Германии и Австрии

Законодательство Германии предоставляет Бундесбанку высокую степень независимости в процессе выполнения им своих основных задач. В частности, до 1999 года Закон о Бундесбанке предусматривал поддержку Бундесбанком общего курса экономической политики федерального правительства, однако только в той мере, в какой эта поддержка не противоречила основной цели сохранения стабильности национальной валюты. Взаимодействие Бундесбанка и федерального правительстваВ дальнейшем предусмотрено сотрудничество и взаимные консультации между федеральным правительством и Бундесбанком: Бундесбанк должен давать советы правительству по основным вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять по просьбе правительства необходимую информацию. Федеральное правительство, в свою очередь, обязано приглашать президента и вице-президента Бундесбанка на все свои заседания, где обсуждаются вопросы, затрагивающие денежно-кредитную политику (например, финансирование федерального бюджета). С другой стороны, министры или их представители имеют право присутствовать на заседаниях Центрального банковского совета. Они могут вносить предложения, но не имеют права голоса. Однако они могут задержать на две недели исполнение любого решения Совета. Но на практике правительство никогда официально не использовало свое право.

Высокая степень независимости Бундесбанка характеризуется и предоставленным ему правом устанавливать свои расходы самостоятельно, без надзора со стороны федерального правительства. Бюджет Бундесбанка подлежит контролю со стороны Федеральной счетной палаты.

Законом о Бундесбанке ему разрешено выдавать правительству Германии краткосрочные кредиты общей суммой не свыше 6 млрд марок. Кредиты также могут выдаваться специальным фондам федерального правительства (Федеральной железной дороге, Федеральной почте, Компенсационному фонду, Европейской программе реконструкции), но ограничены максимальной суммой от 50 до 600 млн марок. Кредиты, предоставляемые правительствам земель, могут быть выданы из расчета не более 40 марок на душу населения (для Берлина, Гамбурга и Бремена — 80 марок). Вместе с тем Бундесбанк не обязан предоставлять кредиты в перечисленных размерах.

Закон о Бундесбанке запрещает ему покупать напрямую облигации, выпущенные вышеназванными государственными ведомствами. Однако с целью регулирования денежного рынка Бундесбанк может покупать облигации на вторичном рынке, прежде всего для воздействия на уровень банковской ликвидности и процентных ставок.

1 января 1999 года Бундесбанк передал свои полномочия в денежно-кредитной сфере Европейскому центральному банку (ЕЦБ). С этого момента Бундесбанк, как и другие эмиссионные банки стран ЕС, отошел на второй план в Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ) и подчиняется указаниям и директивам Европейского центрального банка (ЕЦБ), к которому перешли полномочия по принятию решений в области денежно-кредитной и валютной политики. Бундесбанк потерял право на проведение самостоятельной учетной и кредитной политики, политики на открытом рынке и политики минимального резервирования. Управление этими инструментами передано совету ЕЦБ, в который вошел и президент Бундесбанка. Эта потеря власти особенно болезненна, поскольку Бундесбанк является не только главным проводником денежной политики в Германии, но и фактически ведущим Центробанком ЕС. Задачей Бундесбанка стала реализация решений ЕЦБ в Германии.