Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Германские банки и их роль в промышленности

Рубрика: Банковская система Германии и Австрии

Около 30% банковских операций в Германии приходится на 350 частных банков (в том числе филиалы иностранных банков), еще 50% — на сберегательные кассы и земельные банки. Остальные 20% операций совершаются в приблизительно 2500 кооперативных банках систем Дойчебанка и Райффайзенбанка.

Значительное влияние банков Германии на промышленность подвергается в последнее время большой критике. При этом особенно негативное отношение высказывается к уже ставшим традиционными трем факторам: участию видных банкиров в наблюдательных советах многочисленных компаний, распоряжению по доверенности голосами акционеров, участию банков в капитале небанковских фирм.

По данным сторонников ограничения влияния германских банков на промышленность страны, а среди них Антимонопольное ведомство Германии, банки контролируют 84% голосов общих собраний акционеров 24 крупнейших акционерных обществ. Из них 60,95% приходится на акции, находящиеся в управлении банков, 13,5% — на акции, которыми владеют сами банки, и 10,11% — на акции инвестиционных компаний, созданных банками. Кроме того, ориентация банков на безопасность и стабильность может заставить их использовать свое влияние для отказа от инновационных, но рискованных инвестиций, что приведет к снижению конкурентоспособности германской экономики, а право голоса по акциям, приобретенным принадлежащими банкам инвестиционными компаниями, может быть использовано не в интересах вкладчиков, а в интересах банков.

Такая позиция вызывает протест со стороны банковских кругов. Они считают, что степень участия банков в капитале небанковских фирм сильно преувеличена: 10 крупнейших банков страны владеют сейчас всего лишь 0,5% капитала других фирм. Их доля даже имеет тенденцию к снижению: в 1976 году этот показатель составлял 1,3%. Степень участия банков в капитале должна определяться рыночными условиями и регулироваться конкуренцией в финансово-банковской сфере. Участие банков в наблюдательных советах промышленных предприятий может давать определенные преимущества банкам благодаря доступу к закрытой информации, однако злоупотребление ею — явление редкое. На страже интересов предприятий стоят те положения закона о торговле ценными бумагами, которые запрещают использовать при заключении сделок закрытую информацию. Представительство банков в наблюдательных советах, позволяющее глубже вникать в дела предприятий, дает им возможность лучше выполнять функцию доверенных лиц своих вкладчиков по управлению их капиталами и следить за правильным использованием предоставленных предприятиям кредитов. Кроме того, когда компании попадают в трудное положение, банки не оставляют без внимания их призывы о помощи. Так, банки пришли на выручку компании Металлгезельшафт, когда та оказалась на грани краха по причине убытков от сделок с нефтяными фьючерсами. Передача же акционерами различных фирм и предприятий своим банкам права голосовать от их имени на собраниях акционеров является общепринятой и законной практикой, от которой выигрывают и сами акционерные общества.

Результатом развернувшейся дискуссии стало внесение правительством Германии в парламент законопроекта «О контроле и прозрачности в предпринимательском секторе». Согласно новому закону, теперь один человек сможет быть членом не более 10 наблюдательных советов и занимать посты председателей не более пяти из них. Упрощен порядок предъявления акционерами иска о возмещении ущерба против членов наблюдательного совета, если по их вине компания понесла убытки. В то же время расширились полномочия самих наблюдательных советов. Кроме того, банки лишаются права голосовать по своему усмотрению акциями, находящимися у них в доверительном управлении, если их собственное участие в капитале данных компаний превышает 5%. По каждому голосованию им придется запрашивать мнение акционера. Банки должны также публиковать информацию о всех постах, занимаемых членами их правлений и наблюдательных советов в аналогичных органах других компаний, а также данные о своем участии в капитале других компаний, превышающем 5%.