Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ИТОГИ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Рубрика: Деньги России с 1700 г. по 1917 г.

Итак, подводя итоги петровских преобразований в сфере денежного обращения, надо отметить, что самым важным было введение десятичной системы счета. Но не только это начинание Петра было важным и ценным для страны. Петр I проводил денежную реформу, как мы помним, медленно и постепенно, не вызывая резких протестов и кризисов. В проведении реформы историки даже выделяют три этапа.

На первом (1698—1704 гг.) происходит внедрение в денежное обращение медной и золотой монеты, которая получает хождение наряду с серебряной. Помимо этого, понижается вес серебряной копейки до 1/100 веса талера или будущего рубля, а также основываются новые денежные дворы, оборудование на которых соответствует машинной, а не ручной чеканке. В этот же период происходит разработка десятичной денежной системы.

Второй этап петровских денежных преобразований охватывает период 1711 — 1717 гг. За это время перестают чеканить мелкие серебряные монеты методом ручной чеканки, что позволяет понизить пробу серебряных монет до 70-й. С одной стороны, в монетах сокращается содержание чистого серебра, уменьшается их реальная ценность, с другой — возрастают доходы казны.

На третьем этапе, а это период с 1718 по 1724 гг., происходит много разного рода значительных изменений. Так, выпуск серебряных проволочных копеек прекращают вовсе, а самой популярной среди чеканящихся в это время монет становится монета крупного достоинства (преимущественно рублевая). Правда, она тоже теперь соответствует лишь 70-й пробе. Медные монеты стали чеканить по сорокарублевой стопе, это привело к обесценению медных денег. Вместо медной копейки стали чеканить сначала полушку, а затем (с 1723 г.) — пятак. Эти решительные изменения, ставившие своей целью увеличение доходов казны, подвергли изменениям и золотую монету. Выпуск червонных высокой пробы также прекращается, тем самым монета перестает соответствовать международной норме — дукатам. Выпускавшиеся в этот период золотые двухрублевики были всего лишь 75-й пробы.

В результате столь длительной и целенаправленной перестройки была создана единая для всей территории страны монетная система, которая была необходима для единого государства, для стимулирования его экономического развития. Так же как и во многих других преобразованиях, проводимых Петром, все достоинства монетного производства европейских стран (технические достижения, метрологические нормы и стандарты) были не просто бездумно использованы, а именно приспособлены к русской действительности. При этом денежный счет, названия монет, надписи оставались родными, традиционными.

Более того, подводя итоги денежной реформы, можно констатировать, что именно она во многом дала возможность России выиграть изнурительную Северную войну. Ведь не только героизм воинов, но и чисто экономические возможности (в частности, наличие средств на финансирование громадных военных расходов) определяют ход военной кампании. Петр I получил в казну около 10 млн рублей дохода от чеканки монеты и всех перечисленных мероприятий по изменению пробы монет и монетной стопы. Но ведь это дало ему возможность, совершенно не прибегая к иностранным займам, вывести страну из тяжелейших испытаний победительницей не только в политическом, но и в экономическом сражении.

Однако подобный взгляд на положение дел слишком прямолинеен и однобок. Уменьшение веса монеты, понижение пробы, чеканка малоценной медной монеты в большом количестве привели и к негативным последствиям. Причем они были замечены уже современниками Петра, даже представителями его администрации. Деньги, эксплуатируемые подобным образом, резко обесценились. В итоге цены и на отечественные, и особенно на зарубежные товары резко возросли (примерно в два раза). В том числе дороже (также примерно вдвое) стало и привозное серебро. В конце XVII в. старыми деньгами за талер платили примерно 50 копеек, а в 20-е гг. XVIII в. за него же новыми деньгами стали платить в два раза с лишним. Конечно, от этого пострадали и доходы казны, поскольку отечественного серебра в то время почти не было.

Без проведения денежной реформы невозможны бы стали и все остальные петровские преобразования, в том числе и стремительное развитие просвещения, науки и культуры в Петровскую эпоху. Кстати, именно серии монет петровского времени помогали усваивать гражданский алфавит, новое летоисчисление, цифирь. До наших дней дошли основные черты денежной системы петровского времени, основанной на десятичном принципе, многие названия монет. Некоторые из них, конечно, ушли в прошлое, сохранившись лишь в чисто разговорной речи. Так, например, на монете 1710 г., а также в гуртовых надписях на монетах разных лет (гурт — кромка, боковая грань монеты) встречается название «рублевик», произошедшее все от того же «рубль». В народе самую крупную серебряную монету стали называть «целковый», «целковик», а в Сибири ее называли даже «целкач». В документах же это название в XVIII в. присутствует лишь на Украине, в России — лишь в следующем веке. Кстати, многие из вас наверняка слышали довольно распространенное в прошлом наименование «рубль целковый», но наверняка немногие знают, что оно обозначает. Легче всего понять это, обратившись к корню слова «целковый» — «цел», т. е. «целковый» означает «целый, неразменный». Действительно, говоря «рубль целковый», наш предок имел в виду рубль не россыпью монеток, пусть даже и серебряных, а рубль одной монетой.

В современной разговорной речи встречаются названия «гривенник», «двугривенный», «пятиалтынный». А ведь в XVIII в. это были названия монет: гривенник (естественно, происхождение этого слова следует вести от названия того самого серебряного слитка — гривны); имели хождение также полугривна (5 копеек) и алтынник (название произошло, конечно, от того самого слова «алтына»). Пятиалтынник (по сути, пятнадцатикопеечная монета) тогда выпущен не был, но указ 1704 г. предписывал украсить монету этого номинала именно подобной надписью (см. рис.).

В просторечии широко употребимо и слово «полтинник». Как обозначение номинала на монете оно появляется при Алексее Михайловиче (1654 г.). На гурте в течение XVIII в. оно также встречается неоднократно. А вот на самой монете его чеканили лишь 1 год — в 1707 г. В остальное время распространение получает наименование «полтина» (также напрямую восходящее к серебряным слиткам и к их делению пополам). В конце XIX в. номинал подобных монет обозначается как «50 копеек».

серебряный алтын

В монетной системе СССР в 1924 г. «один полтинник» появляется снова. Вот почему в наше время столь популярно это наименование монеты. А вот еще одно для современного человека уже не столь привычное название — «полуполтинник» («полуполтина»). Конечно, оно понятно: половина половины. Но зато как неудобно для произношения! Куда проще народное название — «четвертак». Именно оно и вытеснило официальную версию названия этой монеты.

Когда на монетах помещали старое название счетной единицы, смысл уточняли добавлением слова «монета», и не просто монета, а новая либо добрая. К примеру, «монета новая цена рубль», «монета добрая цена полтина».

Итак, при Петре I появляется высокоорганизованное монетное производство, что конечно, было следствием появления развитой монетной системы с множеством различных денежных номиналов.

Следствием этого стало и еще одно явление: монета действительно становится произведением особого вида малой пластики, настоящим произведением искусства, недаром над монетными штемпелями работали те же искусные мастера, что и над наградными и памятными медалями. Петр, как правило, награждал медалями, орденами за военные победы. Однако было найдено письмо Петра, адресованное Я. Ф. Долгорукому, в котором царь дает указание об изготовлении наградных медалей за Гангутскую победу. В этом письме среди предлагаемых наград указаны «…500 русского дела червонных двойных… » Историк В. А. Дуров предположил, что в данном случае монеты играли роль награды за победу у Гангута. Естественно, монеты, игравшие роль и наградных, и мемориальных, хранившиеся как реликвия, должны были уподобиться медалям. Умению создавать медали и монеты, достойные любования, русские мастера учились у иностранцев, которых Петр приглашал из стран, где сложилась высокая медальерная школа.

медная копейка Петра I 1704 г.

Первыми приехали француз Соломон Гуэн, немец Готфрид Гаупт, голландец Юрий Фробус. Позднее появляются и русские мастера, например, Федор Алексеев.

Первые портретные изображения, выходящие из-под резца этих граверов (особенно Юрия Фробуса, который за долгие годы жизни в Москве совершенно обрусел), часто подчинены стилю русского парсунного письма. Парсунами на Руси называли иконоподобные портреты, которые впервые после длительного периода обращения лишь к религиозным темам начали писать русские живописцы. Но вскоре перед авторами монетных штемпелей были поставлены вполне четкие и ясные задачи: изображение на монете или на медали, так же как и портрет, написанный маслом, должны отвечать европейским образцам. Русским мастерам довольно трудно было освоить привычный для Запада тип героизированного портрета с разного рода аксессуарами — лавровым венком, пышными складками мантии, доспехами.

Проще обстояло дело с медными копейками (см. рис.).

В этом случае русские мастера чувствовали себя более уверенно, так как их резцу композиция всадника с копьем была более привычна. Медные копейки эпохи Петра представляют собой целую серию скульптурных миниатюр: всадник в развевающемся плаще с красивыми складками, уверенно держащий в одной руке копье.

Русские мастера долгие годы наносили это изображение на меленькие, напоминающие рыбью чешую копеечки. Теперь же площадь монетного кружка стала гораздо больше, что придавало большую уверенность резцу, а композиция осталась все той же, привычной.

Попытки придать медной монете более европейское обличие окончились ничем. Мифологические фигуры, изображенные на них, не получили одобрения царя, так же как и пробный пятак, на котором под копьем всадника появляется крылатый змей.

Личность Петра, его вкусы ощущались в эти годы во всем. Кстати, именно при Петре появляется первая русская коллекция монет, которая находилась в Кунсткамере. Царь приказывал собирать и хранить «старые надписи на каменах, железе или меди, или како старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». Коллекционером-нумизматом был и ближайший сподвижник Петра — А. Д. Меньшиков.



https://medelit46.ru бесплатное Лечение алкоголизма в Курске.

Метка: