Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Кадровая политика Бундесбанка

Рубрика: Банковская система Германии и Австрии

Несмотря на серьезные изменения, после 1998 года Бундесбанк сохранил свою правовую самостоятельность, а также внутреннюю структуру. Центральный совет Бундесбанка, многие полномочия которого перешли к ЕЦБ, продолжает действовать в качестве консультативного органа для согласования позиций представителей Бундесбанка в ЕЦБ. Более того, согласно изменениям, внесенным бундестагом Германии в Закон о Бундесбанке, с 1999 года Бундесбанк должен поддерживать общеэкономическую политику правительства только в том случае, если она согласуется с первостепенными задачами ЕСЦБ.

Создание союза не сказалось серьезным образом на численности персонала, ибо в области оперативной денежной политики Бундесбанк продолжает воплощать в жизнь указания Совета директоров ЕЦБ. Так как система управления ЕЦБ является в достаточной степени децентрализованной, то и центробанки могут самостоятельно следить за нормативами минимальных резервов, осуществлять операции на открытом рынке и проводить валютные интервенции. Кроме того, Бундесбанк получил возможность активизировать свою деятельность в таких сферах, как организация платежного оборота, информационное обеспечение банковской системы, разработка и продвижение на рынок новых финансовых инструментов. В связи с этим, по мнению представителей Бундесбанка, необходимые сокращения численности служащих в центральном банке (сейчас насчитывается 3000 человек в центральном аппарате и 13500 человек в 9 Центральных банках земель) предполагается производить в основном за счет досрочного ухода на пенсию. Вместе с тем с 1992 года штаты были уже сокращены на 12%. Только в 1995 году число сотрудников сокращено на 700 человек, а число занятых неполный рабочий день выросло до 1800 человек.

Сотрудники Бундесбанка по своему правовому статусу являются государственными служащими. Каждый земельный банк проводит набор сотрудников самостоятельно.

Существует два пути поступления на работу в Бундесбанк: с предварительной стажировкой или без нее. Без стажировки при наличии вакансий принимаются либо технический персонал, либо высококвалифицированные специалисты, например в области статистики, информатики или операций с производными фининструментами.

Обязательным условием для карьерного роста государственного чиновника (а это очень престижная категория служащих в Германии) является двухлетняя стажировка. Стажеры должны иметь высшее экономическое или юридическое образование. Предпочтение отдается кандидатам, имеющим подготовку в сфере торговли или банковской деятельности. Ежегодно на работу в Бундесбанк принимаются всего около 30 стажеров. В ходе стажировки они изучают общеэкономические и банковские дисциплины, а также вопросы управления предприятием. Предусмотрены два учебных курса общей длительностью в шесть недель, заочное и практическое обучение. В конце двухлетнего срока кандидаты на поступление в Бундесбанк сдают заключительные экзамены, состоящие из домашней работы, двух письменных и трех устных тестов. В ходе экзаменов проверяются профессиональный уровень кандидатов, их аналитические способности, подготовка в сфере менеджмента и работы с персоналом. Знание английского языка обязательно для всех поступающих на работу в Бундесбанк. Стажеры получают от 35000 до 45000 немецких марок в год, после их зачисления в банк (сначала на испытательный срок) зарплата возрастает до 83000 марок в год. Начальная зарплата в коммерческих банках составляет от 62000 до 70000 марок в год.