Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Какие монеты можно считать первыми российскими монетами?

Рубрика: Деньги на Руси до 1700 г.

Какие монеты можно считать первыми российскими монетами? С какого временного периода начинать историю российской государственности, российского народа? Кем были первые росы, где они жили? Вот какие вопросы начинаешь задавать себе, обратившись к, казалось бы, такой узкой теме, как монеты России. В самом деле, если начинать историю с Киевской Руси, с Руси христианской, то закономерно возникает вопрос о том, а что же было до этого? Неужели ничего? Как на эти вопросы ответит история?

Оказывается, еще задолго до княжения Владимира, в середине VI в. сирийский автор упоминает «народ рос (рус)», живший где-то северо-западнее приазовских амазонок, т. е. примерно на среднем Днепре. Именно там, где в Днепр впадает река Рось, и находился, видимо, центр восточнославянской прародины. Основные сведения о славянских племенах, населявших берега Днепра, найдены археологами. Ученые пришли к выводу, что в основе культуры славян лежит так называемая сколотская культура. Сколоты были оседлой частью скифских племен и жили на протяжении 400 км вдоль Днепра — Борисфена. Развитие их культуры шло в тесном контакте с культурой греческой. Более 2500 лет тому назад греческие купцы основали на правом берегу Буго-Днепровского лимана торговое поселение — Ольвию.

Шли годы, поселение разрасталось и действительно превратилось в цветущий греко-скифский город, вполне соответствующий своему названию (Ольвия по-гречески означает «счастливая или процветающая»). Иногда Ольвию называли еще городом борисфенитов, так как источником жизни и процветания для местных жителей была именно эта река — привольно струящий свои воды Борисфен (Днепр). Борисфен становился и главным торговым путем, помогая проникать во внутренние области района по притокам. В Грецию вывозили пшеницу, рыбу, соль, скот, кожу, меха, все, чем были богаты скифские племена. Греки же привозили скифам вино и глиняную посуду, оливковое масло и бронзовые зеркала. Скифские женщины высоко ценили греческие тонкие ткани, украшения из золота, серебра, полудрагоценных камней. Естественно предположить, что там, где возник центр торговли, должны существовать и монеты. И они, действительно, были найдены.

Это монеты с ясно читаемым словом «олвио» на одной стороне и изображением мужского лица — на другой. Жители города, обожествлявшие реку, представляли ее себе в виде божества — речного бога Борисфена. Для того чтобы он особенно благоволил к торговле, его изображение помещали на деньгах. (В подобном же виде, кстати, греки представляли и другую милостивую реку — египетский Нил.)

Еще одним греко-скифским царством было Боспорское царство. Оно объединяло целый ряд торговых поселений, основанных в Причерноморье греческими купцами. Царство это процветало долгие годы и было довольно обширным: восточная часть Крыма, Таманский полуостров, Прикубанье, район нижнего Дона входили в его состав. Главный город располагался на месте нынешней Керчи и назывался он «Пантикапей».

Удивительно интересные монеты чеканили пантикапейцы в период процветания Боспора (см. рис. а). И на золотых, и на медных монетах красуется крылатый и рогатый лев — грифон. И на золотом статере, и на медной монете грифон поднимает лапу в охранительном жесте, на золотой монете он даже держит в пасти копье. Что же охраняет мифический зверь, какие богатства? Ясно различимо, что на золотой монете грифон защищает колос пшеницы, а на медной — огромную рыбину. Вот они — самые главные богатства боспорские. Действительно, даже знаменитый греческий оратор Демосфен утверждал, что Афины половину всего необходимого жителям города зерна получали с Боспора. Приводилась даже точная цифра: ежегодно около 400 тыс. медимнов (в переводе на современную систему мер и весов около 17 тыс. т). Многие другие греческие авторы точно так же были потрясены богатствами Боспора. Гесиод, например, отмечал, что на рынках Пантикапея огромное количество вяленой и сушеной рыбы. Боспорской рыбе посвящали свои произведения или размышления и греческий писатель Архестрат, и поэт Аристофан. Знаменитый географ Страбон, видимо, все-таки был весьма склонен к преувеличениям, так как вполне искренне уверял читателей, что из Феодосии однажды отправили 2 млн 100 тыс. медимнов скифского зерна, а боспорские рыбаки якобы вылавливают осетров величиной с дельфинов! Для него, видимо, в образах этого царства воплотилась мечта о земле обетованной, где плодородные земли, не скудеющие никогда, словно рог изобилия, полны всякими богатствами.

Естественно, такие богатства следует охранять. Но почему же их охранителем становится именно грифон? Ученые считают, что такие изображения имеют отношение к Уралу. Греки считали Уральские (Рипейские) горы и области, прилегающие к ним, краем света. Именно там, полагали они, сосредоточены основные сокровища земли: золото и драгоценные камни. Охраняют их вечно бодрствующие крылатые грифоны. Мифы эти родились из таинственных и лукавых рассказов купцов, торговавших с племенами, живущими на Урале. Они говорили об уральском золоте, о сказочных стражах его в Рипейских горах, о дальнем и трудном торговом пути на северо-восток. Археологи действительно находят в Приуралье различные древнегреческие изделия, так что торговля боспорцев охватывала этот далекий по тем временам регион. Для боспорцев же настоящим золотом были и зерно, и рыба. Вот почему на монетах появляется этот охранительный знак.

money001

Но в IV в. до н. э. центром продажи зерна становится Египет, поскольку пшеница там в этот период более дешевая, чем боспорская. С Боспора теперь главным образом везут рыбу. Пантикапейцы переживают не самый лучший период своей истории, они даже прекращают чеканку золотых монет, а на медных вместо грифона чеканят голову льва. Считали, что львы почти всегда бодрствуют, поэтому они также подходят на роль стража. Под львиной головой вычеканено изображение осетра (видимо, того самого, о котором писал Страбон — размером с дельфина) (см. рис. б) на пред. с).

money002

В III в. до н. э. на серебряных пантикапейских монетах появляется изображение коня. При взгляде на изображение мирно пасущегося скакуна невольно вспоминаешь все предания о гениальных всадниках-скифах, которые рождаются и умирают в седле. Эти предания находят подтверждение в находках археологов. Так, в знаменитом кургане Чертомлык (около нынешнего города Никополя) была найдена серебряная ваза, рельеф на которой показывает сцену приручения лошадей скифами.

Скифы, действительно, были прирожденными конниками. Лошадь была основой их хозяйственной жизни: это было и основное средство передвижения, и тягловая сила, и даже… основной продукт питания. Скифы не только ели конское мясо, но и пили кобылье молоко — кумыс, приготовленный из него, ели сыр из кобыльего молока. Молокоедами (или по-гречески галактофагами) прозвали скифов, видимо, недаром. Войско скифов также было немыслимо без коней. Натиску скифской кавалерии не всегда могла противостоять даже римская пехота. Среди мужчин-воинов сражались и скифские женщины, воинственные и мужественные.

Однако на первый взгляд скифская лошадь по стати уступает сицилийским или фессалийским скакунам (это видно и по изображению на монете, так как лошадка, изображенная на ней, кажется довольно невзрачной). Но зато она была необычайно вынослива, быстра и способна оставить далеко позади любого красавца из греческой конюшни. Так вот почему македонский царь Филипп вывез однажды с Дона 20 тысяч кобылиц! Не случайно этого царя считали очень мудрым: он сразу понял, как можно улучшить породу греческих коней (рис. г).

И древнегреческий историк Геродот, и Арриан писали о скифских лошадях. Геродот, например, считал, что причина их выносливости в том, что они совсем недавно приручены и сохранили энергию и силу своих диких собратьев. Он отмечал, что все побережье Меотиды (Азовского моря), истоки реки Гипаниса (Южного Буга) весьма богаты табунами степных коней.

Скифы и торговали своим основным сокровищем, видимо, хорошо зная, сколь высоко ценятся скифские кони. Их приобретали и городские жители Причерноморья и для боевой конницы, и для спорта. В! в. греко-скифское население Ольвии, например, регулярно устраивало празднества в честь легендарного покровителя купцов, плавающих по Понту (Черному морю), — Ахилла Понтарха. Во время этих празднеств в восточной части Тендровской косы устраивали конные соревнования, причем соревновались в езде и верхом, и на колесницах.





Метка: