Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

КРЕДИТНАЯ РЕФОРМА

Рубрика: Деньги СССР с 1917 г.

Во второй половине 1920-х гг. на первый план все более выходила задача массового строительства новых заводов, шахт, нефтепромыслов и т. д. Дело в том, что до революции 1917 г. страна не успела пройти стадию индустриального развития. Проблема индустриализации заняла центральное место во внутрипартийной дискуссии в 1920-е гг. Острота дискуссии была обусловлена недостатком средств для одновременного развития всех основных отраслей народного хозяйства. Совершенно по-иному уже ставился вопрос о размере накоплений, роли бюджета, соотношении плана и рынка. Расходы предстояли огромные. Если в 1926—1927 гг. сооружались, как правило, небольшие фабрики и заводы, то в рамках первой пятилетки начиналось возведение промышленных гигантов, каждый из которых требовал вложений не менее 100 млн рублей.

В 1930— 1932-х гг. Высший совет народного хозяйства сосредоточил основное внимание на тяжелой промышленности. Ставка делалась на ускоренное возведение ударных объектов, к числу которых было отнесено 50 — 60 строек. Но из этой группы выделялись самые «ударные» — 14 наиболее важных объектов, в том числе ДнепроГЭС, Турксиб, Сталинградский транспортный завод, автомобильный завод в Нижнем Новгороде и др. На них приходилось менее 1% строящихся объектов, но именно они обеспечивались лучше и полнее всех остальных финансами, материальными ресурсами, людскими ресурсами, зарубежной техникой. Эти первенцы сталинской индустриализации получили известность не только в СССР, но и за рубежом.

Индустриализация страны означала не только реконструкцию старых предприятий, но развертывание технологически сложных отраслей тяжелой промышленности с длительным сроком оборота капитала. Высокие темпы экономического роста, предусмотренные И. В. Сталиным, потребовали значительных финансовых ресурсов. Однако получить солидные инвестиции на нужды индустриализации извне было практически невозможно. Руководство страны решило идти по пути централизации финансов.

В 1930— 1932 гг. была осуществлена кредитная реформа. Ее проведение сопровождалось закрытием товарных бирж, ярмарок, многочисленных банковских учреждений, возникших по мере развертывания НЭПа. В результате установились непосредственные кредитные связи Госбанка СССР с отраслями народного хозяйства. В условиях планового хозяйства Госбанк стал единым эмиссионным расчетным и кассовым центром страны. В те же годы сформировались основные функции Госбанка — кредитование, организация денежного обращения, кассовое использование государственного бюджета, осуществление международных расчетов и другое.

Выполнение первой пятилетки сопровождалось чисткой хозяйственных и финансовых учреждений. В основном пока речь шла о «буржуазных специалистах» — инженерах, экономистах, финансистах. Они шли по так называемой первой категории. Попадавший под первую категорию лишался пенсии, выходного пособия по безработице, работы в государственных учреждениях и общественных организациях. Вредителей искали в Госбанке, ВСНХ и, конечно, в Наркомфине. По сути дела, пострадали «буржуазные специалисты», осуществлявшие реформу денежного обращения 1922— 1924 гг. Например, своего поста лишился В. В. Тарновский, стремившийся работать на пользу страны, но после 1933 г. его след теряется. А тех, кто уцелеет в ходе чистки конца 1920 — начала 1930 гг., добьют в конце 1930 гг. — во время Большого террора, развязанного тоталитарным режимом во главе со Сталиным. Под жернова Большого террора попадут Г. Я. Сокольников, Л. Н. Юровский и др. Они не могли не пострадать, поскольку понимали, что смена финансовой политики привела к катастрофическому падению покупательской силы рубля, которая к январю 1931 г. составляла 8 дореволюционных копеек, и к скрытой инфляции.

Говорить о скрытой инфляции было запрещено. Характеризуя скрытую инфляцию, экономисты обычно используют выражение «придавленная инфляция». Она не могла появиться обычным путем — ростом свободных цен на товары, поскольку самих товаров не хватало. В 1928 г. была введена карточная система на хлеб, а затем и на другие продовольственные и промышленные товары. Причем цены на эти товары определялись командно-административными решениями, т. е. планировались. Одновременно золотой рубль (червонец) перестал быть свободно конвертируемым. В денежном обращении остались теперь просто бумажные деньги и мелкая разменная монета.

В экономике 1930-х гг. деньги не утратили своей роли. Во-первых, за распределительные товары населению все же нужно было платить. Во-вторых, за деньги приобретались товары в государственной торговле или на «колхозном рынке». В-третьих, существовал «черный рынок», на котором можно было перепродать пайковые товары или приобрести импортные товары. Конечно, в системе распределительных отношений размеры заработной платы являлись важным критерием уровня жизни человека.

Реформирование денежно-кредитной системы 1930-х гг. осуществлялось скрытно от населения, а именно без обмена денежных знаков. В 1932 г. Госбанк выпустил банкноту достоинством в 3 червонца. Наименование билета и его достоинство были даны на семи общеупотребительных языках страны: русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюркско-татарском, таджикском (с 1925 по 1929 гг. в состав СССР вошли Туркмения, Узбекистан и Таджикистан). Стоит лишь заметить, что банкнота в 3 червонца была по внешнему виду аналогичной банкноте в 2 червонца, но с измененным номиналом.

В 1934 г. в обращении были выпущены государственные казначейские билеты достоинством в 1, 3 и 5 рублей. Второй выпуск казначейских билетов этой серии начнется с 1938 г. Купюра в 1 рубль была коричневого цвета, в 3 рубля — зеленого, а в 5 рублей — синего. На лицевой стороне купюр изображались государственный герб СССР, надпись достоинства и цифра номинала. На казначейском билете в 1 рубль был изображен шахтер, на билете в 3 рубля — красноармеец, на билете в 5 рублей — летчик. На оборотной стороне билетов значились цифры номинала, надпись достоинства на русском и уже десяти языках союзных республик.

В 1935 г. государство пошло на отмену карточной системы. Это символизировало как бы благополучие экономического развития. Но на самом деле все обстояло не так просто. Официальная статистика показывает, что с начала 1928 г. по начало 1933 г. наличная денежная масса в обращении увеличилась в пять раз. По оценкам зарубежных специалистов, за годы второй пятилетки (1933 — 1937 гг.) рост денежной массы вновь увеличился в 2,5 раза. Это не могло не отразиться на уровне жизни людей. В 1937 г. уровень жизни населения по сравнению с 1928 г. снизился на 25 — 30% и до 1940 г. не менялся.

Третья пятилетка (1938 — 1942 гг.) начиналась в условиях, когда мировое сообщество уже ощущало дыхание надвигающейся Второй мировой войны. Разумеется, ассигнования на оборону приходилось резко увеличивать, что требовало расширения денежной эмиссии. В 1938 г. выпускается полная серия билетов Госбанка СССР достоинством в 1, 3, 5 и 10 червонцев образца 1937 г. На них впервые в истории советского денежного обращения было помещено изображение В. И. Ленина. Достоинство билетов указывалось на оборотной стороне на 11 языках союзных республик в соответствии с Конституцией СССР 1936 г.

После принятия Конституции 1936 г. число витков перевязывающей ленты советского герба стало соответствовать числу союзных республик страны. Поэтому на билетах герб был изображен с одиннадцатью витками. Иную форму приобретал и нижний, связывающий виток. Он стал длиннее, поскольку на нем теперь писали русскими буквами лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Предвоенные события, связанные с включением Прибалтийских республик и Бессарабии в состав СССР, привнесли новые изменения в геральдику. В 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердит изображение герба с шестнадцатью витками перевязи. Было учтено, что союз республик расширился, в состав союзного государства вошли Молдавская ССР, Эстонская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР и Карело-Финская ССР.

Таким образом, в 1930-е гг. денежное обращение пополнилось новыми государственными казначейскими и банковскими билетами. Выпуск бумажных денег, мало обеспеченных товарами, становился важнейшим инструментом Д,АЯ удовлетворения потребностей государства. Денежные знаки 1930-х гг. наилучшим образом отразили и те перемены, которые произошли в сфере национально-государственного строительства.

Итак, в 1920— 1930-е гг. в денежном обращении СССР произошли существенные изменения. Пережив революцию и войны, государство смогло приступить к формированию денежной системы. Привлекая к работе «старых специалистов», большевики сумели оздоровить финансы и провести денежную реформу 1922— 1924 гг. На смену совзнакам пришли сначала российские червонцы, а затем союзные государственные казначейские билеты и банковские билеты СССР. Однако в начале 1930-х гг. произошли изменения в кредитно-денежной системе в связи с переменами в банковской сфере. Теперь Госбанк становился единственным финансовым учреждением страны со своими финансами и отделениями на местах. Выпущенные в 1930-х гг. казначейские билеты и червонцы стали отличаться от дензнаков 1920-х гг. по своим основным признакам.





Метка: