Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

МОНЕТЫ УДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ

Рубрика: Деньги на Руси до 1700 г.

А как же выглядели деньги Московского княжества эпохи Дмитрия Донского? На одной их стороне написано имя великого князя, но вот на другой — татарская надпись. Более поздние деньги несут на себе уже только русские надписи. Почему же первые русские деньги украшены надписями на языке противника? Может быть, это отражение даннических отношений прошлых лет? Скорее всего все дело в том, что постепенно восстанавливающаяся торговля велась чаще всего на рынках Ближнего Востока, возможно, через Поволжье.

монета удельного княжества XIV в., сделанная из расплющенной проволоки

Для более успешного торгового обмена русские деньги снабжались надписями и на привычном для рынков Востока языке. Даже на некоторых монетах более позднего времени, например деньгах Ивана III, встречаются надписи на татарском языке: «Это деньга московская», «Ибан» («Иван»). Но есть и другая версия происхождения татарских надписей на русских деньгах. В 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш снова подчинил себе Дмитрия Донского. И вот Дмитрий Донской помещает имя Тохтамыша, написанное арабскими буквами, причем величая его султаном, на своих монетах. А затем постепенно это имя пишется более мелкими буквами, вверх ногами и даже просто заменяется нечитаемыми символами, напоминающими арабские буквы. Затем имя Тохтамыша, другие татарские надписи исчезают вообще. Так постепенно с русских монет исчезают все признаки ордынской власти. Приходится только удивляться государственной мудрости русских правителей!

Дату выпуска обычно на монетах того времени не чеканили, но исследователи всегда могут определить время изготовления монеты, правда, не точно, а приблизительно. Ведь на большинстве монет довольно четко выделяются имена князей, их отчества, когда они указаны, и, как правило, дается обозначение титула — «князь», или «великий князь». Есть, конечно, и монеты-загадки. Имена, вычеканенные на них, скрыты тайной, некоторые монеты и вовсе безымянны, на них в лучшем случае обозначен титул. Место чеканки постоянно обозначали только мастера Новгорода и Пскова. Имя же денежника, производившего чеканку, вообще появляется крайне редко. Самыми распространенными в течение долгого времени остаются надписи, обозначающие принадлежность. Они могут быть самыми разными. Например, «печать князя», далее следовало имя, или, проще, «княжа…», «князя великого…», «Великого Новгорода», «деньга московская» и тому подобные надписи. Титул и имя князя на таких монетах указывались в именительном падеже, а далее именно они становятся преобладающими надписями на монетах, занимая иногда даже обе ее стороны. Во времена борьбы Василия Темного с Галицкими князьями за престол надпись на деньге «государь всея земли Русския» становится обязательной и постоянной.

Эта надпись, несомненно, делается в политических целях, подчеркивая объединяющую роль Московского княжества, главенствующую роль именно московского князя. Такие надписи впервые появляются еще при Василии Дмитриевиче, а сохраняются вплоть до начала княжения Ивана IV (но в несколько иной форме: «государь (осподарь) всея Руси»).

На некоторых монетах можно увидеть надписи-загадки. Например, надпись «рарай». Она сделана рядом с фигурой воина на монетах эпохи правления Василия Дмитриевича. В настоящее время она разгадана, потому что удалось найти тверскую монету с объяснением этого слова: «сторожа (острастка) на безумна человека». Сравните с надписью на монетах Василия Темного: «оставите безумие и живи будете». Кому предназначены эти надписи? Неужели фальшивомонетчикам? Но фальшивые деньги этого времени неизвестны. Может быть, деньги становятся средством политической борьбы? Эта тайна еще ждет своих исследователей.

А вот еще одна интересная монета. Надпись на ней уж совершенно не читается, но содержит в себе слово «дозор», так ее нумизматы и окрестили. Это уже эпоха Ивана III или Василия Ивановича.

Помимо надписей, на русских монетах чеканятся разного рода интересные изображения. Иногда это изображения религиозного характера, но чаще мифологического, а также бытовые сцены. На монетах того времени можно увидеть и волшебного зверя Китовраса (полуконь-получеловек J^L славян символизирует солнце), и сказочную птицу Сирин, и Самсона со львом. Все это благопожелательные символы для славян.

А вот на одной из монет сам чеканщик за работой. Наряду с этим монеты украшались также изображениями всадников, различных животных, сценками охоты, можно увидеть на монетах даже дровосека. Тверские же денежники, похоже, решили изобразить на своих монетах чертей! Иначе что же это за двуногие существа с хвостами и рогами? Возможно, причина появления столь курьезных изображений в стремлении денежников украшать монеты сценами с двумя и более фигурами в рост при маленьком размере монет.

Монеты Новгорода и Пскова в течение длительного времени изображают постоянно одну и ту же сцену. Псковские деньги и четвертцы (четвертая часть деньги) украшены портретом князя Довмонта, покровителя Пскова. На новгородских деньгах изображена сцена поклонения города святой Софии, покровительнице главного новгородского храма и жителей города.

При изучении русских монет периода татаро-монгольского ига обращают внимание на разнообразие их видов, что, конечно, объясняется феодальной раздробленностью Руси в этот период. Но есть и нечто общее, что их объединяет. Например, все русские монеты, отчеканенные в конце XIV в., изготовлены от имени хана Золотой Орды. Их лицевая сторона — практически копия татарской монеты. Но поскольку русские денежники татарского языка не знали в достаточной степени, то они просто брали за образец любую татарскую монету. Иногда на подобных монетах встречаются курьезные надписи. К примеру, на некоторых монетах можно увидеть имена ханов, при которых русских монет не чеканили, допустим, хана Узбека. На монетах Суздальско-Нижегородских князей Димитрия и Бориса Константиновичей чаще всего встречается подражание монетам Джанибека. Со времени воцарения Тохтамыша, как уже выше было сказано, на большей части монет и Суздальско-Нижегородского княжества, и Московского великого княжества встречается его имя.

Видимо, есть доля истины в утверждениях некоторых исследователей, что в период владычества татаро-монголов русское монетное дело являлось как бы частью татарского. Именно в период татаро-монгольского ига потребность в монете стала настоятельной необходимостью. Обязанность княжеств платить дань вызвала появление податей, которыми князья облагали своих подданных. Дань требовалось платить серебром для отправки в Орду. Отсюда появление серебряной монеты, призванной уравнять податную меру и облегчить сам сбор. И вот в этом вопросе мнения исследователей не совпадают. Если некоторые из них предполагают, что прообразами первых рублей были шейные украшения — гривны, то другие придерживаются той точки зрения, что в слитки серебра переплавляли мелкую ходячую монету специально для отправки в Орду, т. е. города отправляли дань не счетом, а весом в рублях.

Из летописи нам известны слова Эдигея при битве на Ворскле в 1399 г.: «Итак изъяви мне покорность, плати дань и на деньгах Литовских изобрази печать мою». Княжества, таким образом, были вынуждены чеканить каждое свою монету. Неизвестно, какое из княжеств первым стало чеканить собственную монету. По одной из версий (А. А. Ильина, члена Академии наук СССР), потребность чеканить собственную монету раньше всего возникла в Рязанском княжестве. Правда, он признает собственно рязанской татарскую монету, на которой прочеканены славянские буквы. Их ставили, чтобы узаконить обращение чужой монеты на Руси.

Несколько позднее, примерно в 1365 г., начинают чеканку монет и в Суздаль-ско-Нижегородском княжестве. Первым из князей, который начал чеканить монеты, был, вероятно, Димитрий Константинович. Он княжил в период с 1365 по 1383 гг.

Скорее всего самыми ранними суздальско-нижегородскими монетами были

монеты с изображением летящей вправо или влево птицы, без имени князя в круговой надписи (см. рис.).

монета Суздальско-Нижегородского княжества правления князя Дмитрия Константиновича

Круговые надписи, что интересно, могут быть и в зеркальном варианте: МЬДАЖАН…ТАЧЕП (печать нажадьм). В лицевом же варианте большинство таких надписей исследователи трактовали как ПЕЧАТЬКНЯЖА. Имени князя не указано.

Позднее Димитрий Константинович начинает чеканить именные монеты более легкого веса (0,80 — 0,89 г). На этих монетах появляются изображения различных четвероногих животных, плетеные орнаменты (см. рис.).

более поздний вариант монет Суздальско-Нижегородского княжества эпохи князя Дмитрия Константиновича

Еще один весьма любопытный факт: монеты, имеющие отчеканенный титул «великий князь», на оборотной стороне несут набор значков, весьма отдаленно напоминающих арабские буквы, нагромождение знаков, которые весьма трудно распознать.

одна из монет Суздальско-Нижегородского княжества с нечитаемым подражанием арабской надписи

Кроме того, монеты Суздальско-Нижегородского княжества отличаются почти полным отсутствием на них имени Тохтамыша. Видимо, новгородским князьям разрешили ограничиться более легким выражением своего вассалитета Орде: сохранять на оборотных сторонах своих монет подражания (часто и в самом деле нечитаемые) монетам ордынским (см. рис. выше).





Метка: