Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Независимость Австрийского национального банка

Рубрика: Банковская система Германии и Австрии

Характерной чертой Австрийского национального банка является его самостоятельность, хорошо защищенная Законом о национальном банке. Благодаря независимости банка, федеральные и земельные органы власти не могут прямо или опосредованно получать деньги из банка, не передав взамен банку эквивалентное золотовалютное покрытие. Однако в исключительных случаях банк может выдавать федеральным властям краткосрочные кредиты на покрытие кассового дефицита государственного бюджета.

Кроме того, АНБ ежегодно перечисляет в федеральный бюджет в форме налогов и дивидендов значительную часть своей прибыли. Так, в 1997 году было перечислено 74% (8 млрд шиллингов) прибыли банка. Новым законом о центральном банке предусмотрено перечисление в бюджет уже 90% чистой прибыли.

Другими главными законодательными ограничениями возможного вмешательства со стороны государственных органов власти в деятельность Австрийского национального банка являются следующие положения:

• Федерация не должна предпринимать какие-либо действия, которые могли бы помешать исполнению эмиссионным банком своих обязанностей. В случае нарушения данного требования может быть созван третейский суд под председательством президента Верховного суда, который в трехдневный срок обязан решить вопрос.

• Лица, находящиеся на государственной службе в федеральных или земельных органах власти, а также члены Федерального Совета или какого-либо ландтага, члены федерального и земельного правительств не могут входить в состав Генерального совета АНБ.

• Президент и вице-президенты АНБ в период исполнения своих обязанностей (пять лет), за исключением случаев утери ими предпосылок для их назначения на эти посты, а также при невыполнении ими своих обязанностей в течение года не могут быть досрочно отозваны.

По заявлению К. Либшнера, президента АНБ, в эпоху глубоких структурных изменений в международной конкуренции и разделении труда, ведущих к бюджетным проблемам и к перекосам в структуре доходов населения, АНБ рассматривает себя не как суверенную ветвь власти, а как часть общества, выполняющую специфическую задачу обеспечения стабильности национальной валюты. Как показывает полуторавековая история АНБ, независимость Центробанка всегда была инструментом стабилизации цен, в то время как каждое ущемление этой независимости становилось толчком к длительному росту инфляции. Надо признать, что в «нормальные» времена связь между независимостью ЦБ и инфляцией не так выражена, как во времена экономических и социальных кризисов. Высокий уровень этой связи можно считать доказанным, по крайней мере, для развитых стран. Также общепризнанным считается то, что политика стабильной валюты — лучшая предпосылка высокого уровня занятости и сбалансированного роста. Такая политика должна ориентироваться на длительную перспективу и не принимать во внимание краткосрочные конъюнктурные и отраслевые интересы.

Независимость любого Центробанка зависит от ряда трудно учитываемых факторов, таких, как профессиональный уровень и авторитет руководителей ЦБ, их связи с финансовыми институтами и рынками, и, не в последнюю очередь, уровень исследовательских подразделений ЦБ, разрабатывающих основу его денежно-кредитной политики. АНБ, по мнению его президента, обладает оптимальной степенью свободы.

Независимость Австрийского национального банка не является абсолютной. Деятельность главного банка Австрии самостоятельна в рамках поставленных перед банком целей и задач. При этом целью Австрийского национального банка является поддержание стабильности экономического роста страны посредством укрепления австрийского шиллинга, а задачами:

• поддержание покупательной способности денег внутри страны;

• поддержание стабильного соотношения между шиллингом и твердыми иностранными валютами;

• сохранение долгосрочного равновесия платежного баланса;

• сбор и анализ информации о состоянии народного хозяйства;

• прогнозирование экономического развития страны, а также определение конкретных целей этого развития и механизма их достижения.

Учитывая это, Австрийский национальный банк как эмиссионный может выпускать деньги в обращение, только имея под них соответствующее обеспечение, такое, например, как валютные резервы, товарные векселя, требования, обеспеченные залогом, или ценные бумаги, купленные на открытом рынке. Валютные резервы (например, иностранная валюта, золото, квота в Международном валютном фонде) служат гарантией международной платежеспособности страны.

В новом законе о АНБ его главная задача отражает особенности функционирования национального банка страны, входящей в валютный союз, и сформулирована следующим образом: АНБ с использованием всех находящихся в его распоряжении средств гарантирует стабильность цен. В своей деятельности он должен принимать во внимание интересы экономического роста и обеспечение занятости, а также поддерживать общую экономическую политику Европейского союза только в том случае, если это не угрожает достижению ценовой стабильности.