Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

СОЗДАНИЕ НОВОЙ МОНЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Рубрика: Деньги России с 1700 г. по 1917 г.

Для того чтобы упорядочить денежную систему и торговлю как на внутреннем, так и на внешнем рынке, надо было создать новую монетную систему с набором крупных и мелких номиналов. Кроме того, необходимо было использовать различные виды сырья для монет.

В России к денежной реформе готовились основательно: строили монетные дворы и проводили техническое оснащение. Это понятно, потому что выпуск новых монет правильной круглой формы, точного веса, причем с использованием разных сплавов драгоценных металлов, был невозможен без создания новых усовершенствованных монетных дворов. В 1697 г. в Москве построен новый монетный двор в Китай-городе. О «строении Нового каменного денежного двора» впервые упоминается в 1696 г. Его здание до сих пор сохранилось за Китайгородской стеной. Этот денежный двор вскоре начали называть Китайским, Красным или Двором, что у Воскресенских ворот. С 1699 г. — Набережным медным денежным двором специально для выпуска только медных денег. После 1701 г. этот двор называли то Двором у Набережного сада, то Набережным двором, то Медным монетным двором. После 1704 г. на медных копейках чеканили его знак — буквы «НД» или «НДЗ». В 1734 г. этот монетный двор уже называют прежним. Третий монетный двор основан в 1700 г. в здании Земского приказа на Красной площади. Еще один двор — на Кадашевском дворе в 1701 г. Деньги для организации этого двора дал Адмиралтейский приказ. Он в течение 10 лет оставался его хозяином, отвечал за производство. Как только ни называли этот монетный двор в петровское время! Хамовным, Кадашевским, Замоскворецким, Новым монетным, Монетным денежным, Адмиралтейским, Военно-морским двором. Интересно, что именно этот двор делал и первые петровские медали, и «бородовые знаки», которые служили свидетельством об уплате подати за право носить бороду.

В течение долгого времени Москва оставалась единственным в стране центром монетного производства, поскольку деятельность Псковского и Новгородского денежных дворов была прекращена. Петр решил приблизить производство монет к пунктам поступления и добычи металлов. В Петербург поступала основная масса драгоценных металлов из-за границы. Поэтому было решено открыть монетный двор в Петербурге, но удалось это только в 1724 г. В 20-е гг. XVII в. готовили к пуску монетный двор, расположенный в одном из бастионов Петропавловской крепости, и строили двухэтажное здание для монетного двора в Шлиссельбургской крепости. На этом монетном дворе планировали чеканить медную монету из карельских месторождений меди, но эта затея провалилась. Петербургский монетный двор проработал только лишь 3 года, при переводе столицы в Москву туда же переехал и монетный двор. Анна Иоанновна возвратила Петербургу роль столицы, перенеся столичный монетный двор снова в стены Петропавловской крепости. А вот Петр в последние годы своей жизни обратил внимание на уральские месторождения меди. При его преемниках Екатеринбургский завод приспособили для заготовки медных монетных кружков. Их для чеканки отправляли в Москву. В 1735 г. чеканку стали производить на этом же заводе, и он превратился в монетный двор.

На новых монетных дворах были установлены плащильные (прокатные) станы, обрезные, на которых происходила вырубка монетных кружков, гуртиль-ные, с помощью которых делали насечку или надпись на кромках монет, а также печатные, на которых производилась чеканка. Это были механизмы, действующие силой падающей тяжести. Рабочие подтягивали тяжелый молотовый снаряд с укрепленным под нее верхним штемпелем. Однако вскоре молотовые снаряды заменили винтовыми прессами. Многопудовый ворот соединялся с винтом. Он осуществлял штемпельный натиск. Петр во время путешествия по Европе тщательно изучал денежное дело. Известно, что он осматривал серебряные рудники, монетные дворы, встречался с механиками, металлургами, учеными. По возвращении в Россию он лично испытывал гуртильный станок, сконструированный в 1709 г. медальером Ф. Алексеевым. Государь был столь доволен, что увеличил Алексееву жалованье.

Успех реформы Петра объясняется вполне объективными причинами. Одна из них состоит в том, что реформа проводилась постепенно, при этом каждый шаг тщательно обдумывался, заранее планировался. Например, до 1696 г. даты на монетах ставились крайне редко, после этого времени стали чеканить датированные серебряные копейки. На них появляются буквы «СД», «СЕ», «CS», «СЗ», «СИ». По буквенной транскрипции древнерусского летоисчисления мы получим 7204 — 7208 гг. от сотворения мира или 1696—1700 гг. от Рождества Христова. В 1700 г. в обращение входят круглые медные деньги, полушки и полуполушки, которые чеканили уже машинным способом. В 1704 г. начинается чеканка медной копейки. Таким образом выпускали одновременно и медные, и серебряные монеты одинакового номинала и одинаково датированные. Это явно делалось со специальной целью убеждения населения, что серебряные и медные деньги равноценны, с целью укрепления доверия к медной монете.

Более того, перед выпуском медных денег и полушек об этом неоднократно оповещали население. Вывешивались листы с текстом царского указа о выпуске новых монет, читали указ и в церквах после богослужений, выкрикивали текст указа на рынках. В указе прямо утверждали, что новые монеты (медные) полностью равны серебряным перед казной. Но о дальнейших шагах по изменению денежной системы в указе ничего не сообщали. В январе 1701 г., однако, монетный двор, основанный годом ранее (в 1700 г.), отчеканил 30 тыс. уже серебряных копеек. Эта новая серия только серебряных монет была представлена полтиной, полуполтинником, гривенником (гривной) и 10 деньгами (полугривной). Копейка в самом начале нового столетия сохраняла свой прежний вид: она была маленькой серебряной монеткой, отчеканенной из проволоки. В 1704 г. наконец появляется медная большая копейка с таким же изображением и с такой же датой в древнерусском летоисчислении, что и на серебряной. В этот же год начали чеканить первые серебряные рублевики. В этот период часто для упрощения и удешевления процесса чеканки в качестве кружков для чеканки новых монет часто использовали серебряные талеры. Поэтому на новых русских монетах еще можно рассмотреть полузатертые, скрытые новыми рисунками и текстами изображения и надписи на латинском языке.

В 1704 г. началась машинная чеканка и серебряного алтына (см. рис.). Но, несмотря на все нововведения, продолжали чеканить и серебряные монетки из проволоки, которые также имели хождение еще около 14 лет. Расчеты финансистов показывали, что в стране в виде копеек должно где-то находиться огромное количество серебра, представлявшее для казны большой интерес. Между тем несколько раз объявлявшиеся правительством окончательные сроки обмена не давали необходимых результатов, хотя даже были угрозы со стороны правительства покарать за удержание старой монеты. В некоторых местностях, к примеру, в Заволжье и в башкирских степях, продолжали пользоваться старыми серебряными копейками. Местное население предпочитало их новым монетам. Сохранились свидетельства, что самого государя такое положение вещей крайне раздражало. В письмах к А. Д. Меньшикову он старые копейки называет «старыми вшами»! В чем же причина подобного раздражения? Она станет понятна, если вспомнить, что серебро низкой пробы практически невозможно превратить в проволоку, оно недостаточно пластично, не тянется, обрывается. Поэтому при выпуске монет старым способом нельзя бесконечно понижать пробу монетного серебра. При новом же способе производства пробу можно понижать. Благодаря этому в октябре 1711 г. для мелких серебряных денег была определена 70-я проба. Новые копейки машинной выделки и серебряные алтыны должны были чеканиться 38-й пробы с добавлением меди. В феврале 1718 г. начали чеканить с такой пробой и монеты крупного номинала. Понижение пробы, с одной стороны, увеличивало доходы казны от чеканки, с другой — имело и негативные последствия, в частности рост цен и сокращение доходной части бюджета.

алтын петровской эпохи и алтын 1714 года

Что касается чеканки медной монеты, то для нее тщательно подбирали весовую норму, чтобы было прибыльно для казны и не очень разорительно для народа. Однако и в этом было потеряно всякое чувство меры. Медные деньги в итоге были все равно обесценены. Можно сопоставить: в 1700 г. из пуда меди чеканили монет на 12, 8 рубля, в 1702 г. — 15, 4 рубля, в 1704 г. — на 20 рублей, а с 1718 г. — на 40 рублей! Одновременно с обесцениванием медной копейки, с прекращением чеканки последней прекратилась и чеканка серебряных копеечек старого образца. Штемпели было приказано «перевесть» — уничтожить. После этого вплоть до XX в. самой мелкой серебряной монетой считался пятак, серебряный алтын же вскоре перестали чеканить. На целых 6 лет вплоть до 1724 г. прекратили чеканку копеек вообще, т. е. прекратилось существование самого номинала. Так замаскировали уменьшение пробы серебряных копеек.

Чем же было вызвано увеличение доли медной монеты в обращении, постепенное уменьшение содержания серебра в серебряных деньгах? Все дело в том, что снабжение серебряным сырьем оставалось самой острой проблемой не только в эпоху Петра, но и на протяжении всей первой половины XVIII в. Добыча серебра на Нерчинском руднике в этот период была ничтожной. Недостаток серебра вынуждал к экономии, использованию внутренних резервов.

Серебряная монета тем не менее была ведущей в России. Руководство денежным делом в начале XVIII в., как правило, поручалось именитым купцам или приказным дьякам. А вот в 1711 — 1727 гг. денежное хозяйство страны стало подчиняться высшему правительственному органу — Сенату и финансовым учреждениям — Приказу Большой казны и Камер-коллегии, а затем руководившей горно-металлургической промышленностью Берг-коллегии. Откуда же поступало серебро на монетные дворы? Ведь как ни экономь и ни используй внутренние резервы, но серебра требуется все больше и больше, крепнет держава, растет торговля. Одним из путей поступления серебра на монетные дворы являлась обычная покупка его непосредственно у купцов. Была даже учреждена специальная купецкая палата, которая посылала своих представителей на крупные ярмарки России и Украины.

Весной 1720 г. денежное дело перешло в ведение Берг-коллегии, президентом которой был крупный деятель Петровской эпохи Яков Вилимович Брюс. Именно он очень много сделал для усовершенствования русской монетной системы и для укрепления русской казны.

Именно благодаря уму Брюса был принят целый ряд мер, улучшивший поставки сырья для монетных дворов, увеличивший доходы казны от чеканки. Так, в ноябре 1720 г. коллегия, руководимая Брюсом, предложила не вывозить серебро и золото за границу, причем в том числе и мелкие серебряные деньги.

В итоге тяжелые, высокопробные копейки оставались в России. В целях борьбы с фальшивомонетчиками был также приостановлен ввоз в страну копеек, чтобы под видом российских копеек в страну не попадали фальшивые монеты.

Золото и серебро, предназначенное для монетных дворов, не облагалось пошлинами, запретили переплавку монет из серебра высокой пробы и старых копеек, ужесточили меры контроля на границах, на монетных дворах, потребовали сдать пошлинные сборы и ефимки, вырученные от продажи казенных товаров.

Чтобы увеличить производство монет, даже принимались меры по ограничению потребления серебра и золота на немонетные цели — шитье, ювелирные изделия. Произвели и изъятие драгоценностей, которые по старинному обычаю навешивались на чудотворные иконы. Такое указание получил Синод. В указе Петра при этом говорилось о непристойных изображениях, которые могут быть представлены на привесках у икон. Что же это за непристойные изображения, откуда они могут появиться?

Все станет понятно, если мы вспомним об обычае, который был особенно популярен на Украине. Больной подвешивал к иконе серебряную пластинку со своим именем и с изображением нуждающейся в исцелении части тела. Так возле ликов святых и в самом деле оказывались подвешенными ноги, руки, зубы (правда, по счастью, лишь изображенными на пластинках серебра).





Метка: