Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Структура управления Банка Финляндии

Рубрика: Банковская система Финляндии, Швеции и Норвегии

Правовую базу деятельности Банка Финляндии составляют нормы Основного закона «Форма правления Финляндии» 1919 года и Сеймового устава 1928 года, которые на конституционном уровне закрепляют статус центрального банка, а также положения устава Банка 1925 года (с рядом впоследствии внесённых изменений и дополнений), определяющие внутреннюю организацию Банка, его задачи и основные правила деятельности. Первоначально Банк Финляндии находился в ведении правительственного совета (позже переименован в сенат Финляндии). В 1868 году Банк был переподчинён парламенту, что, по существу, означало заимствование «шведской модели» управления центральным банком (Риксбанк в Швеции с момента своего создания в 1668 году находился в ведении законодательного представительного органа). Такая модель управления была сохранена и после 1917 года.

Управление и деятельность Банка Финляндии сейчас контролируют избранные парламентом девять банковских уполномоченных, которым предоставлено право принятия важнейших решений. Из числа девяти банковских уполномоченных избираются трое, составляющие Банковский совет. Из своего состава члены банковского совета выбирают председателя и его заместителя. Банковский совет готовит вопросы, выносимые на рассмотрение банковских уполномоченных, которые заседают, как правило, 1 раз в месяц. Принимаемые ими решения действительны при наличии кворума в шесть человек.

Банковские уполномоченные избираются сеймом на первой очередной сессии на срок полномочий законодательного органа с учётом соотношения политических сил в самом парламенте. При этом банковский уполномоченный не должен обязательно быть депутатом парламента. Одной из юридических гарантий административной независимости Банка Финляндии от Государственного совета — правительства Финляндии является правило, в соответствии с которым, в случае назначения банковского уполномоченного членом Государственного совета, он обязан оставить пост банковского уполномоченного. В компетенцию банковского уполномоченного входит принятие решений по учётной ставке Банка Финляндии и другим применяемым Банком процентным ставкам, а также по пределам допустимых колебаний ставок. Банковские уполномоченные осуществляют назначения на основные штатные должности в Банке, утверждают функциональные обязанности членов правления Банка и др. Соответствующим актом банковских уполномоченных оформляется решение о денежной эмиссии, внешних займах, строительстве или купле-продаже Банком недвижимости и т.д.

Ежегодно банковские уполномоченные представляют отчёт о деятельности Банка парламентской комиссии по банковским вопросам, в обязанности которой входит изучение управления и состояния Банка Финляндии, работы банковских уполномоченных и правления Банка, а также представление Сейму отчёта по этим вопросам. Комиссия также рассматривает все внесённые в парламент вопросы, касающиеся Банка Финляндии; она выступает с инициативами и готовит необходимые правительственные предложения по деятельности Банка. До того как будут заслушаны заключения парламентской комиссии по банковским вопросам, не может быть принято решение, касающееся распоряжения доходами Банка Финляндии.