Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ФАЛЬШИВЫЕ И ПОДДЕЛЬНЫЕ МОНЕТЫ

Рубрика: Нумизматика и бонистика

Иногда тип монеты-подделки весьма отличается от настоящих современных им монет. Это, если можно так выразиться, «авторская работа». Поскольку основной целью изготовления фальшивых монет является извлечение прибыли, то они, как правило, отличаются либо низкой пробой золота и серебра, либо тем, что полностью изготовлены из меди или бронзы с тонким слоем позолоты или посеребрения. В некоторых случаях ядро из меди или свинца плакировано золотом, серебром. Вот почему столь важно при попытке выяснения, не фальшивая ли монета, прежде всего определить ее пробу и удельный вес.

О том, что монета сделана не на государственном монетном дворе, могут свидетельствовать такие, казалось бы, мелкие и малозаметные детали, как искажение легенды, причем иногда весьма небольшое, наличие в ней ошибок, некоторая грубость исполнения. Если же монета является антикварной подделкой, то ее проба, как правило, совпадает с пробой подлинника. Такие антикварные монеты-обманки иной раз даже чеканятся на старинных монетных кружках, время изготовления которых совпадает со временем чеканки копируемого образца (предварительно старые изображения и легенды уничтожаются). Такие неожиданно появившиеся и великолепно сохранившиеся монеты, естественно, вызывают огромный интерес специалистов своей уникальностью. Но относиться к таким ценным монетам надо с особой осторожностью. В любой ситуации уникальная монета, появившаяся не из какого-либо недавно найденного клада, вызывает недоверие и требует проведения подробной и всесторонней проверки на подлинность.

Ни одна фальшивая монета не похожа на другую, так что довольно трудно выделить какие-либо их отличительные признаки. Связано это с тем, что существуют различные способы изготовления фальшивых монет. Самые распространенные среди фальшивомонетчиков способы — либо изготовление путем чеканки новым штемпелем, сделанным мастером-умельцем, либо путем отливки. В первом случае какой-либо работник монетного двора мог незаконно использовать старые подлинные штемпели.

Изучение монет-подделок дает возможность оценить все разнообразие методов, которыми они изготовлены. Для мастера самым главным остается сходство с монетой, сделанной очень давно, поэтому ему приходится использовать весь арсенал средств, с помощью которых металлу придается старинный вид, создается иллюзия подлинной старины.

Итак, каким же образом происходит изготовление поддельных монет? Есть множество способов:

1) отливка;

2) применение нового штемпеля;

3) использование старого штемпеля незаконным образом с внесением в него некоторых изменений;

4) создание гальванопластической копии;

5) соединение оборотной и лицевой сторон двух подлинных монет разных типов (таким образом получается монета якобы неизвестного образца);

6) перегравировка подлинной монеты;

7) иногда мастера даже спиливают отдельные буквы или знаки, а затем припаивают другие.

Однако, кроме фальшивых монет, существуют и монеты-подражания. Для них характерно не следование определенной монетной стопе, а скорее, подражание самому монетному типу. При этом, как правило, копируется размер и вес монеты, служащей образцом. Чаще всего сохраняется и легенда на монете-подражании, лишь иногда знакомая легенда может быть написана другим шрифтом, на другом языке, а иной раз даже измениться полностью. Основная причина появления подобных монет-подражаний — желание монетных сеньоров наиболее активно и выгодно использовать монеты в своей стране или за рубежом, в связи с этим образец для подражания — именно полноценная монета, имеющая прочное экономическое положение, завоевавшее уважение и потому, естественно, охотно принимавшаяся населением той или иной территории. Кроме этих причин чеканки монет-подражаний, мотивом могло выступить и политическое влияние могущественного соседа, и даже желание повторить особенно красивые образцы монет.

Порой даже опытный нумизмат-исследователь затрудняется с определением категории тех или иных монет, задаваясь вопросом, что же перед ним — подражание или фальшивая монета. Например, знаменитые лобанчики. Так они назывались в разговорной речи. На самом же деле, это выпускаемые в России голландские дукаты. По предположениям исследователей они впервые были отчеканены для финансирования Архипелагской экспедиции в период Русско-турецкой войны 1768 — 1774 гг., но их изготовление продолжалось практически до второй половины XIX в. Правда, их чеканка в XIX в. проходила с перерывами: в период 1800 — 1806 и 1817 — 1841 гг. (исключая 1826 г.) и 1849 г. Лобанчики и настоящие голландские дукаты отличаются друг от друга довольно незначительно, поэтому даже опытный нумизмат сумеет сделать правильный вывод о том, что же за монета перед ним, лишь тщательно изучив детали. Чеканку лобанчиков остановили в 1868 г. только лишь после ноты правительства Королевства Нидерландов, а в начале следующего года пришлось их основную массу перечеканить в русскую монету.

С чем же связано столь необычное название монеты — «лобанчик»? Возникает естественное желание найти однокоренные слова в русском языке, чтобы выяснить происхождение слова. Лобанчик — лоб, лобан. Естественно предположить, что название монет каким-либо образом связано с этой частью тела. На самих же монетах можно рассмотреть изображение воина. В то время в армии служили долго — не менее 25 лет, воинская служба рассматривалась как тяжелая повинность. Поскольку, забирая на воинскую службу, солдата обязательно брили, то появилось выражение «забрили на воинскую службу» (или «зало-банили»). Название «лобанчик» большинство специалистов связывают именно с изображением воина, которого «забрили», «залобанили» на воинскую службу.

В то же время есть и другое, более сложное, но весьма изящное объяснение: лобан — это не воин, забритый на службу, а человек с высоким лбом. Как будто бы вначале лобанчиками прозвали французские золотые монеты, на которых был вычеканен король, причем художник-гравер изобразил его с непропорционально большим лбом, а позднее это наименование было отнесено и к другим монетам, в частности к голландским дукатам.

Кроме необычного названия, специалистов-нумизматов весьма интересует вопрос о том, к какой же категории можно отнести эти монеты? В самом деле, и внешний вид и вес монет-лобанчиков — откровенная копия голландского дуката, но изготовленная на государственном монетном дворе. Согласно положениям международного права того времени (XVIII —XIX вв.) такая чеканка (в Средние века положение было совершенно другим, за случаями подобной чеканки следили совсем не столь строго) была противозаконной. В связи с этим лобанчики можно считать фальшивыми монетами. Но, обращаясь к фактам истории, узнаешь, что лобанчики пользовались авторитетом и популярностью не только на территории нашей страны, но даже и за границей. Чем же это можно объяснить? Скорее всего продолжительное их обращение за пределами России (особенно в государствах Азии) можно понять, учитывая прежде всего трудность выявления отличий этих монет от подлинных голландских дукатов и также укоренившееся за границей мнение, что чеканятся они согласно специальному соглашению между правительствами России и Нидерландов.

Наибольшее распространение фальшивые монеты получили в Средние века, в особенности в период XV —XVII вв. В это время деятельность фальшивомонетчиков становилась настоящим бедствием, так как чеканка фальшивых монет осуществлялась в столь значительных масштабах, что их использование становилось не только социальным и юридическим явлением, но даже и экономическим. Но и кара за подобное преступление была очень жестокой: в Средние века фальшивомонетчиков подвергали пыткам, сжигали, заливали горло расплавленным металлом. В Уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.) можно прочесть: «Которые денежные мастеры делати медные, или оловянные, или укладные деньги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавляти медь, или олово, или свинец, и тем государеве казне учнут чинити убыль: и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло». Весьма наглядное свидетельство жестокости, которое должно было отпугнуть преступников, и по нынешний день хранится в Риге в Музее истории Латвии. Это отрубленная рука фальшивомонетчика XVII в. Но история свидетельствует: ничто не может остановить человека, стремящегося к легкому обогащению, а может быть, даже погибающего от беспросветной нищеты.

В России фальшивые монеты в массовом масштабе изготовлялись в XVII в.; в те времена их называли «воровскими деньгами», а этот опасный промысел — «воровским денежным делом». Один из исследователей «Строельной книги города Пензы» В. А. Борисов разыскал на ее страницах довольно любопытную информацию, свидетельствующую, что первоначальное население этого старинного города в значительной мере состояло из фальшивомонетчиков, сосланных сюда из самых разных частей страны.

В одном из кладов, который в конце прошлого века был найден в Пскове, найдены необычные «воровские» копейки, датируемые 1606— 1608 гг. Сделаны они на профессиональном уровне и в достаточно больших количествах, но рисунки и надписи на них хотя и выполнены прекрасно, но резко отличаются от распространенного типа псковских копеек Бориса Федоровича Годунова (другими были рисунок всадника и надпись). Еще более отличались эти «воровские» копейки от подлинных своим весом. Изучив псковские летописи, исследователи установили, что богатые псковские купцы и бояре в начале XVII в. дали царю Василию Шуйскому большие деньги за тайное разрешение на монетный откуп (т. е. на право тайной чеканки монет помимо денежного двора). По всей видимости, чтобы замаскировать неполноценные монеты, для образца выбрали довольно распространенный тип псковских копеек с именем правителя Бориса Федоровича Годунова. В найденном кладе скорее всего и нашли эти «воровские» копейки.

Еще одну группу фальшивых монет составляют те монеты, которые чеканились уже самой государственной властью для проведения экономической диверсии против другого государства. Иногда такой цели не ставили, более важным было обеспечить финансовое благополучие (правда, незаконное) своих войск на вражеской территории. Так поступили шведы во время оккупации ими Новгорода в 1611 — 1617 гг. Они чеканили русские деньги для своих войск. И в период Русско-шведской войны 1788 — 1790 гг. шведы в городе Авеста чеканили поддельные екатерининские медные пятаки, помеченные датами 1764, 1776, 1787 гг. для своих войск на территории Финляндии, где проходили военные действия. Британское правительство с той же целью, а также желая экономически ослабить наполеоновский режим на Пиренейском полуострове, в течение 1808— 1813 гг., в период войны против Наполеона, изготавливало фальшивые наполеондоры. В ответ Наполеон печатал австрийские, прусские, а во время вторжения в Россию в 1812 г. — и русские бумажные дензнаки. Гитлер поступал точно так же: было принято решение осуществить диверсию во время Второй мировой войны, изготовляя в огромном количестве фальшивые советские дензнаки, так же как и доллары и фунты стерлингов (эта операция получила наименование «Бернгард»).

Появление коллекционных, антикварной ценности подделок относится к более позднему времени, чем начало чеканки фальшивых монет. Это легко объяснить, если вспомнить, что самое первое коллекционирование относится к эпохе Возрождения. Итак, в XVI в. в итальянском городе Падуя началось изготовление (в основном с использованием вновь созданных штемпелей) поддельных античных монет, иногда они были очень похожи на подлинные, иной раз композиция их отличалась достаточной вольностью. Как изготовители этих подделок, получивших название «падуанцы», прославились сотрудничавшие между собой ученый А. Бассиано и резчик штемпелей Дж. Кавино.

Неопытные коллекционеры должны быть особенно осторожны при приобретении монет, которые чеканили не с целью подлелки, а как копии для изучения. К примеру, некогда подобные копии изготовляли в Германии специально для коллекционеров. Естественно, они стоят гораздо дешевле оригинала! Для Британского музея в Лондоне по изготовлению подобных учебных копий с 1870 г. работал Чарльз Реди. Он изготовил их весьма значительное количество. Но эти копии вполне возможно опознать, так как они, как правило, имеют специальные опознавательные знаки в поле или на гурте монеты. На копиях

Британского музея, к примеру, четко различимы буквы «R» («Ready») или «ВМ» («British Museum)».

В России начинают чеканить подделки для коллекционеров в большом количестве лишь с первой трети XIX в. В этой области прославился (среди специалистов) своими подделками античных монет М. Сазонов, капитан царской пограничной стражи в Керчи. Он очень много работал в 1860-х гг. Его подделки были очень правдоподобны, поскольку для монетного кружка подделки Сазонов применял подлинные греческие монеты. Прекрасно разбираясь в античной истории, он умело покрывал монеты искусственной патиной. Монеты Синдского государства, созданного племенем синдов (живших на Таманском полуострове и на северо-восточном побережье Черного моря) в V —IV вв. до н. э., с мастерством и ловкостью подделывал керченский ювелир и торговец древностями Мурзин.

Не всегда, к сожалению, можно определить, кто же достоин восхищения как автор уникальных подделок медных четырехугольных «плат» 1725 — 1727 гг., так называемых сестрорецких рублей, полтинников Алексея Михайловича, ефимков (путем нанесения поддельной надчеканки на подлинные талеры) и др.

Кроме фальшивых и поддельных монет коллекционеры выделяют не только монеты-подражания, но также и новоделы. Это монеты, которые специально были отчеканены старыми штемпелями много позднее их первоначального выпуска, дата которого указана на самих монетах. Эти монеты не поддельные, но лишь в том случае, если при их изготовлении соблюдаются определенные правила. Согласно этим современным международным правилам надо обязательно, чтобы новоделы имели либо какой-то отличительный знак, либо дочека-ненную дату их реального изготовления. Сейчас особенной популярностью пользуется изготовление золотых новоделов с целью продажи их на международном денежном рынке с наценкой. Естественно, что это прежде всего коммерческое мероприятие с целью получения сверхприбылей.

В нумизматической литературе также относят иногда к новодельным монеты, чеканенные не старыми, а вновь изготовленными (по образцу старых, причем иногда с отклонениями) штемпелями.

Большинство нумизматов считают наиболее важным обратить внимание на следующие показатели для определения подлинности монет.

1. Цвет металла и патины необходимо сравнить с другими подобными монетами.

2. Надо рассмотреть цвет стертых и поврежденных мест (у поддельной монеты может проглядывать инородный металл).

3. Необходимо присмотреться к характеру блеска металла: излишний блеск (это может быть как признаком недавнего изготовления, так и применения полировки); заметная невооруженным глазом матовость металла (например, позолоты поддельных золотых монет); жирный блеск (в том случае, если подделка амальгамирована, или при наличии в сплаве монеты значительного количества цинка).

4. Внешний вид чеканки; чеканка (четкость чеканки), литье.

5. Если монета литая или имеет литой монетный кружок, следует обратить внимание на сглаженные очертания, тупой гурт, зернистую поверхность

(признак значительной примеси неблагородных металлов), на остатки пузырьков, образовавшихся при литье, которые мастер-изготовитель поддельных монет пытается заполировать.

6. Величину и толщину монеты-приобретения необходимо сравнить с величиной и толщиной подлинных монет того же типа.

7. Рассмотреть наличие гравировки.

8. Обратить внимание на надписи на монетах (четкость при чеканке и смягченные очертания при литье), на начертания букв и цифр.

Физические признаки:

1. Вес новой монеты должен быть близок к весу подлинных монет этого типа.

2. Удельный вес должен быть равен удельному весу однородного металла.

3. Звон монет золотых и серебряных при падении на каменную плиту должен быть ясным и мелодичным (не всегда помогает точно определить подлинность монет).

Химические признаки — штрих-проба.





Метка: