Банковский сектор Таиланда
Рубрика: Банковские системы других странВ конце 1996 года банковский сектор страны, несмотря на значительное снижение рентабельности и рост проблемных кредитов, сохранял ещё достаточно сил, чтобы перестроиться без лишних жертв и исправить ошибки прошлого. По данным ЦБ, показатели крупных коммерческих банков по резервам, уровню достаточности капитала и соотношению между кредитами и депозитами можно было считать удовлетворительными. Вместе с тем качество активов, преимущественно приобретённых в 1994—1996 годах, вызывало у ЦБ беспокойство, так как банки, действуя по принципу ломбардов, слишком долго ориентировались на качество обеспечения, а не на проведение осторожной инвестиционной политики. Шесть крупнейших банков страны имели достаточность капитала в среднем на уровне 10,7%, средний показатель резервов на покрытие проблемных кредитов у девяти ведущих банков составлял 200%.
Вместе с тем уже в то время банковскую систему Таиланда лихорадило из-за скандала, вызванного крахом одного из крупнейших банков страны BangKoK Bank of Commerce (ВВС), который активно участвовал в подверженных высокому риску операциях по слияниям и поглощениям. Высоко рискованные и проблемные кредиты ВВС составляли 78 млрд бат при резервах на покрытие проблемных кредитов 3,25 млрд бат. Членам руководства
ВВС, их родственникам и связанным с ними фирмам было предоставлено кредитов на 40 млрд бат. Скандал вокруг ВВС привёл к увольнению трёх руководящих сотрудников Таиланда, в том числе заместителя председателя за несвоевременное принятие мер, и в очередной раз позволил развернуть критику деятельности ЦБ.
Дальнейшее углубление финансового кризиса усилило критику в адрес ЦБ Таиланда. Банк обвиняют в слишком длительном противодействии девальвации национальной валюты, вызвавшем исчерпание валютных резервов, и подрыве доверия к национальной экономике. Среди факторов, приведших к неудачной реакции ЦБ, называются: чрезмерная закрытость деятельности банка, чрезвычайное развитие семейственности, отсутствие достаточной широты видения проблем экономики сотрудниками банка ввиду редкой смены ими места работы. Многие считают, что ЦБ не справился со своими надзорными и регулирующими функциями, его действия в условиях кризиса не были адекватными. Хотя рынки капитала стали открываться в начале 90-х годов, но банк так и не создал эффективных инструментов управления внешним долгом и потратил слишком много сил и времени на поддержание фиксированного обменного курса. При первых симптомах кризиса, ещё в 1996 году, ЦБ должен был понять, что чрезмерные вовлечённость комбанков и финансовых компаний в операции с недвижимостью и заимствования за рубежом не могут не привести к печальным результатам. Однако вместо ужесточения административных мер ЦБ тратил средства в упрямых попытках удержать обменный курс бата по отношению к доллару. Истощение резервов привело к повышению процентных ставок. В результате 58 финансовых компаний пришлось закрыть, причём сначала ЦБ не выдвинул никакого плана их спасения. ЦБ постоянно указывал на наличие проблем, но не предлагал никаких решений. Среди вкладчиков началась паника, и ЦБ под давлением политиков и общественности начал «закачивать» средства в эти компании, получившие в итоге 486 млрд бат, или 10% ВВП. Теперь найти следы этих денег трудно. Скорее всего, потерпевшие крах компании просто перевели их за границу.
В 1998 году многие из оставшихся в стране 35 финансовых компаний испытали массовое изъятие вкладов. Эти компании уже закрывать, видимо, не будут. ЦБ планирует национализировать любое испытывающее трудности учреждение.
Банк Таиланда, кроме прочего, подозревается в нарушении закона. Согласно принятому ещё в 1940 году уставу ЦБ, его инвалютные резервы не должны быть меньше общей массы денег в обращении. По данным на третий квартал 1997 года, в эквивалентном выражении национальная валюта в обращении составляет 15 млрд долл., резервы же ЦБ, по некоторым оценкам, накануне получения кредита МВФ упали до 9 млрд долл. Полученная от МВФ помощь использовалась неэффективно, меры по санации финансового сектора откладывались, инвалютные резервы продолжали сокращаться.
В качестве одной из основных причин неэффективной деятельности ЦБ аналитики называли несовершенство структуры ЦБ: слишком большие полномочия главы ЦБ, единоличный характер принятия им решений в кризисных ситуациях, возможность постоянного давления на него со стороны политиков и коммерческих банков. Этот вывод подтверждается и тем, что череда смещений председателей ЦБ, осуществлённая в середине 90-х годов, не дала результата. Поэтому весной 1998 года Минфин Таиланда предложил создать новое ведомство по регулированию финансовых учреждений страны и выполнению функций гаранта депозитов, оставив центральному банку полномочия только в области денежно-кредитной и валютной политики. По мнению Минфина, это поможет уменьшить противоречие между осуществлением надзора за финансовыми учреждениями, с одной стороны, и оказанием им помощи при затруднениях, с другой. В рамках начатых в 1998 году структурных реформ в ЦБ планируется создать отдельный департамент по разбору тяжб, учреждено временное подразделение, занимающееся проблемами обеспечения ликвидностью экспортёров, играющих ключевую роль в восстановлении темпов экономического роста.
Под давлением финансового кризиса правительство страны было вынуждено полностью и безоговорочно принять все основные условия МВФ. По мнению руководства Таиланда, у них не было другого выхода, кроме как сотрудничество с МВФ. Были упрощены условия притока иностранного капитала, сокращены бюджетные расходы и повышены налоги. За это фонд предоставил кредитную линию на 17,2 млрд долларов. На правительственные меры рынки отреагировали положительно. Приток иностранного капитала помог укрепить фондовый рынок, появились признаки стабилизации национальной валюты, улучшился платёжный баланс по текущим операциям. Однако до полного оздоровления экономики ещё очень далеко: продолжает сокращаться объём производства, в связи с сокращением банками объёмов кредитования многие компании утратили платёжеспособность или ликвидность, безработица держится на небывало высоком уровне, консервативная бюрократия тормозит реформы. Приток долгосрочных иностранных инвестиций все ещё далёк от желаемого.
Итак, помимо общих для азиатских стран причин финансового кризиса, в Таиланде на усугубление негативных тенденций в финансовой сфере оказали влияние неудовлетворительная деятельность ЦБ Таиланда, ее непоследовательность и неадекватность складывавшейся ситуации. Основная ошибка ЦБ заключается в плохом управлении внешним долгом, отсутствии эффективных инструментов его регулирования. В период кризиса ЦБ Таиланда потерял большую часть золотовалютных резервов в упрямой попытке удержать курс национальной валюты, хотя и осознавал невозможность этого. Кроме того, под давлением политических и общественных сил ЦБ были осуществлены огромные вливания в страдающие от паники вкладчиков финансовые компании.
ЦБ Таиланда обладал широкими правами, но не был в полной мере независим, его руководство зашло слишком далеко на пути политического компромисса, забыв, что рынок, выходя из-под контроля сильной руки, быстро и безжалостно расправляется со слабыми его участниками. В результате допущенных ошибок ЦБ Таиланда, видимо, потеряет часть своих функций и вынужден будет заново зарабатывать свой авторитет.