Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

История развития банковской системы Соединенных Штатов Америки

Рубрика: Банковская система США

Из за исторически сложившихся причин в Соединенных Штатах Америки были представителями банковских услуг только коммерческих банков по возможности открытия теперешних вкладов т.е чековых депозитов, и в том числе операции по предоставлению кратковременных коммерческих ссуд. Другие депозитные финансовые учреждения не могли обладать правом предоставлять эти услуги. Но в тоже время сберегательные учреждения имели намного больше возможностей, из за чего уменьшилось различие между депозитными учреждениями и банковским сектором.

Банковская система Соединенных Штатов работает в ограниченных рамках различного вида ограничений и инструкций. Со временем развития банковского сектора административные инструкции на федеральном уровне, все больше приобретали это значение, хотя в это же время роль инструкций, которые устанавливались и принимались на государственном уровне, сокращалась. В состав главных федеральных органов, которые должны регулировать банковский сектор, входит ФРС (Федеральная Резервная Система), Контролер денежного обращения, а так же Федеральная корпорация по страхованию вкладов.

Последние десять лет компании, у которых главная специализация – операция с ценными бумагами, фирмы и страховые компании, которые осуществляют финансовые операции с рынком недвижимости, все больше стали проникать в сферы влияния друг друга.

В XVII веке денежное обращение на американском континенте обслуживалось главным образом иностранными денежными знаками — английскими фунтами стерлингов и испанскими серебряными долларами. В 1785 году Конгресс США объявил национальной денежной единицей доллар.

В 1792 году в США была принята система биметаллизма: доллар мог свободно чеканиться из двух металлов — золота и серебра. Законодательно был установлен монетный паритет на уровне 15:1, что завышало стоимость серебряных монет по сравнению со стоимостным соотношением двух металлов (15,5:1) на мировом рынке и в некоторых западноевропейских странах. В этих условиях было выгодно вывозить золото и обменивать его на серебро с последующей перечеканкой в монету для внутреннего обращения. Поэтому в течение нескольких десятилетий золото было тезаврировано и по существу исчезло из оборота.

Первая попытка учредить центральный банк — Банк Северной Америки — была предпринята в 1781 году, но этот банк просуществовал всего несколько лет. В 1791 году был основан центральный союзный эмиссионный банк, с которым, однако, конкурировали эмиссионные банки, получившие привилегии от отдельных штатов. Этот первый «Банк Соединенных Штатов» был закрыт в 1811 году в связи с окончанием 20-летнего статуса банка и неутверждением нового статуса Конгрессом США.

Под воздействием последствий войны 1812 года в США вновь усилились позиции сторонников центрального банка, и в 1816 году был открыт следующий центральный банк (Второй банк США) с капиталом в 35 млн долларов, получивший привилегию до 1835 года. По своим организационным принципам Второй банк США добился известного первенства и контроля над банками отдельных штагов, но этим только увеличил число противников централизации эмиссионного дела. Как и первый, Второй банк США был захлёстнут волнами политической борьбы и интриг. В результате в 1832 году президентом Джэксоном было наложено вето на законопроект о продлении статуса банка на новый срок.

Параллельно изменениям в организационной основе денежной эмиссии в США происходили и изменения в принятой системе биметаллизма: в 1834 году монетный паритет был законодательно изменен на 16:1 путем снижения металлического содержания золотого доллара при неизменном содержании серебряного доллара. В результате началась утечка серебра из страны, а в обращение во все возрастающих масштабах поступало золото. Таким образом, несмотря на существование биметаллизма, налично-денежные платежи во второй трети XIX века обслуживались преимущественно золотыми деньгами и разменной монетой.

В это время в США начали отчетливо проявляться некоторые формы централизации капитала в банковской сфере: в 1824 году группа наиболее крупных банков Бостона заключила между собой соглашение, вошедшее в американскую банковскую историю как саффолкская банковская система. В соответствии с этим соглашением Саффолкскому банку Бостона было дано право хранения резервов других банков, особенно банков сельских местностей, и в обмен на это он должен был выкупать банкноты указанной банковской группы по их паритету. Банки, которые отказывались участвовать в этой системе, могли подвергнуться давлению главным образом путем скупки банкнот этих банков и последующему «оптовому» их предъявлению к обмену на наличные деньги, то есть на золото и серебро.

В 1836 году привилегия Второго банка не была возобновлена. Это стало началом длительного периода так называемой банковской анархии, которая продолжалась до конца гражданской войны. Этот период стал временем свободы банковской эмиссии: отдельные штаты были совершенно самостоятельны в вопросах, касающихся деятельности эмиссионных банков, причем выпуск банкнот в некоторых штатах ничем не ограничивался.

Выпуск кредитных денег — банкнот в течение длительного времени был децентрализован и производился частными банками. Эти деньги выпускались ими без должного обеспечения и имели ограниченное хождение. Значительная часть банкнот была поддельной.

При этом только крупные банки свободно разменивали свои банкноты на металл. Особенно широкие масштабы банкнотная эмиссия получила в 40—60-х годах XIX века. В стране насчитывались сотни и даже тысячи банкнот: в 1859 году в обращении находилось 5400 видов банкнот, выпущенных более чем тысячей банковских учреждений.

Конец банковской анархии положил Национальный банковский акт 1863 года, который предоставил право банковской эмиссии под обеспечение государственными ценными бумагами национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству. Эмиссия банкнот банками, подчиненными законодательствам отдельных штатов, с 1865 года облагалась 10%-ным налогом, что привело к ее ликвидации в течение нескольких лет. В основу банковского акта легли положения действовавшего еще с 1838 года в штате Нью-Йорк закона: всякий банк, желающий выпускать банкноты, должен обеспечивать их на 100 % облигациями союза или отдельных штатов, причем фонд обеспечения должен находиться под контролем государства. От новых национальных банков также требовалось покрытие банкнот облигациями Соединенных Штатов, принимавшимися для этой цели только в размере 90% своей курсовой стоимости. Эмиссионное право каждого банка ограничивалось определенным процентом его капитала. Для всех банков, вместе взятых, эмиссионное право было установлено в 300 млн долларов. Все банкноты должны были печататься по однообразной форме и снабжаться подписью «controller of the currency» (инспектора денежного обращения), обязанного иметь надзор над всей деятельностью банков.

В Национальный банковский акт в 1864 году были внесены поправки, и он стал общенациональным законом, обеспечивавшим законодательную основу для развития основы банковского дела в масштабе всей страны. Одним из главных непосредственных оснований для принятия этого закона была острая потребность федерального правительства в денежных средствах, связанная с войной против конфедерации Юга. Согласно Национальному банковскому акту каждый банк был обязан обеспечивать свои депозиты определенными резервами, величина которых зависела от статуса банка. Кроме того, банки получили право часть своих резервов депонировать в нью-йоркских банках, что весьма способствовало усилению позиций Нью-Йорка, а точнее — Уолл-стрит, в банковском деле страны.

Отмена свободной чеканки серебра (в 1873 году) вызвала недовольство владельцев серебряных рудников, под нажимом которых в последующие годы были приняты акты, восстанавливающие чеканку серебряных долларов. Казначейству вменялось в обязанность ежегодно покупать определенное количество серебра для монетарных нужд. Возобновление чеканки серебряных долларов не изменило существовавшей практики размена Казначейством и банками других видов денег только на золото. Актом 1900 года в США был официально введен золотой стандарт и золотое содержание доллара устанавливалось на уровне 1,50463 г.

Система денежной эмиссии, сложившаяся в США к началу XX века, была неэластична. В период кризисов возникала острая нехватка денег и в обращении появлялись различные заменители вплоть до сертификатов расчетных палат и почтовых марок. Так, к 1866 году каналы денежного обращения оказались наводнены так называемыми гринбэками — казначейскими билетами, выпущенными государством для целей покрытия военных расходов и не имеющими реального обеспечения. Кроме того, в связи с тем, что обеспечением банкнот национальных банков служили государственные ценные бумаги, изменение суммы государственного долга (например, погашение части облигаций в периоды излишка бюджетных доходов) автоматически приводило к изменению (в данном случае сокращению) «базы» эмиссии.

В начале XX века в связи с нарастанием процессов концентрации и централизации капитала, усилением конкуренции в банковской сфере в США произошло увеличение числа сторонников создания централизованной банковской системы. Американская экономика остро нуждалась в контролируемой правительством эластичной системе денежной эмиссии. Инициатива создания в США центрального банка исходила преимущественно от самых могущественных уолл-стритовских банковских групп. Этот процесс был простимулирован экономическим кризисом 1907 года и связанной с ним грандиозной финансовой паникой, приведшей к истощению банковских резервов. Законом Олдрича—Вреланда от 1908 года была создана Национальная комиссия по вопросам денежной политики. Комиссия предложила меры по реформе денежной и банковской системы, которые в конце концов выразились в представленном в Конгресс США законопроекте Олдрича. Законопроект предусматривал организацию национальной резервной ассоциации, наделенной функциями центрального банка. Ассоциация должна была иметь смешанное государственно-частное руководство, в котором приоритет отдавался частным банкам.

Законопроект Олдрича не стал законом, однако вместе с законопроектом Оуэна—Гласса, представленным в июне 1913 года, он послужил основой для подготовки закона о Федеральной резервной системе (ФРС). В последнем нашла отражение позиция сторонников усиления роли государства в руководстве центральной банковской системой страны. Закон о создании ФРС был подписан президентом Вильсоном 23 декабря 1913 года и с учетом последующих поправок к нему насчитывает более 500 страниц текста.

Создание Федеральной резервной системы обеспечило качественный скачок развития банковской системы США, не имевшей до этого центрального банка, аналогичного уже действующим в странах Европы. До этого банковский сектор США развивался лишь на базе разрозненного местного законодательства отдельных штатов и характеризовался неэффективностью регулирования денежного обращения, наличием множества бесконтрольных эмиссионных центров.