Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Первичный и вторичный рынки синдицированных кредитов в условиях кризиса

Рубрика: Синдицированный кредит

Со времени финансового кризиса 1998 года объем российского кредитного рынка в целом и рынка синди­цированных кредитов в частности постоянно возрастал. Это свидетельствует о поразительном росте российской экономики, который преимущественно поддерживался значительным уровнем мирового спроса на природные ресурсы и высокими ценами на сырье. Более стабильная политическая ситуация и суверенный рейтинг инвести­ционного уровня, присвоенный России международны­ми рейтинговыми агентствами, существенно улучшили настроения инвесторов. На этом фоне кредиторы уве­личили страновой лимит для России, и стали возможны более длительные сроки кредитов.

В 1999 году, сразу после последнего российского фи­нансового кризиса, было подписано всего восемь син­дицированных кредитов на общую сумму в $0.7 млрд (1999 г.). К 2004 году бизнес вернулся на докризисный уровень, и было привлечено уже 105 синдицирован­ных кредитов на $16.3 млрд. В последующие три года наблюдался взрывной рост, который достиг рекордных уровней в 2007 году, когда было привлечено 219 син­дицированных кредитов на сумму $93 млрд. Такой рост объемов кредитования и притока прямых иностранных инвестиций не наблюдался ранее ни в одной стране. В то же время на российском рынке облигаций просле­живается аналогичная тенденция: количество сделок удвоилось, а общий объем снизился.

За эти годы более 500 кредиторов со всех континентов ввели лимиты для России и создали портфели синдици­рованных кредитов, привлеченных российскими корпо­ративными заемщиками и финансовыми институтами. Уполномоченные ведущие организаторы выступали в роли андеррайтеров крупных долей участия и оставляли их у себя до конца синдикации, принимая во внимание относительную простоту проведения сделок с данными долями на первичном и вторичном рынке.

Объем привлечения долговых инструментов в мире

КРИЗИС

С началом кредитного кризиса в августе 2007 года международные рынки начали закрывать­ся, особенно рынки IPO и облигаций. Когда эти источники ликвидности иссякли, кредитный ры­нок оказался кредитором последней инстанции. Россия с ее богатыми природными ресурсами и финансовым буфером размером в $600 млрд сравнительно хорошо справилась с началом кри­зиса. Несмотря на усугубление кредитного кри­зиса в 2008 году, объем сделок оставался выше, чем во время кредитного бума в 2005-2006 гг., но на треть ниже рекордных показателей 2007 го­да. Пока объем оставался довольно значитель­ным, начался пересмотр цен, и стоимость финан­сирования, особенно для представителей фи­нансового сектора, повысилась — в некоторых случаях более чем вдвое. Тем не менее, финан­сирование осталось доступным, и у кредиторов, которые не ушли с российского рынка, улучши­лись внутренние модели доходности.

Понедельник 15 сентября 2008 года резко изменил банковский мир. С крахом Lehman Brothers начался период беспрецедентной фи­нансовой нестабильности. Российский рынок пострадал особенно сильно, фондовые рынки были закрыты на несколько дней. Опытные представители инвестбанков вдруг вспомнили дефолт 1998 года и резко снизили объем кре­дитования.

Активное вмешательство российского пра­вительства в местные денежные рынки было, без всякого сомнения, необходимо, чтобы пре­дотвратить еще более глубокий кризис. Однако заемщикам, столкнувшимся с закрытием кредитных линий на внутреннем и внешнем рынке, с трудом удается расплачиваться по кредитам. Ситуацию усугубили требования в отношении маржи для организаций, которые исполь­зовали акции в качестве гарантий по РЕПО. Пока значительных потерь не наблюдается (не считая продажи Связь-Банка ВЭБу и 50% «Ре­нессанс Капитала»), но в ближайшие недели и месяцы напряженность будет возрастать. Когда цены на нефть и сырье росли, деньги тек­ли в Россию рекой, сделав ее целью операции кэрри-трейд. Теперь, когда цены падают, этому приходит конец. Все еще значительные фи­нансовые резервы будут таять, а дальнейшие крупные вливания ликвидности, скорее всего, негативно скажутся на инфляции, вынуждая Россию укреплять рубль.

Кредитный кризис по-разному повлияет на личные сектора экономики. Финансовый сектор по-прежнему будет в эпицентре шторма, пока не произойдет четкая консолидация и не образуются крупные, надежные и прозрачные институты. Далее следуют сектора, на которые экономический спад оказывает наиболее сильное влияние, а именно розничная торговля, строительство и т.д. С другой стороны, такие стратегически важные сектора, как инфраструк­тура, энергетика, коммуникации, смогут легче пережить бурю, тем более если речь идет о ком­паниях с разной степенью участия государства.