Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Главы ФРС. Директорат

Рубрика: Банковская система США

Во главе каждого федерального резервного банка стоят девять директоров, подразделяемых на три группы — класс А, класс В, класс С. Директора классов А и В выбираются банками-членами; один директор каждого из двух классов выбирается мелкими банками, один — средними банками и один — крупными банками. Директора класса А — это представители банковских кругов, как правило, сами банкиры. Директора класса В — представители промышленного, торгового и вообще небанковского капитала данного округа.

В отличие от директоров класса А и В, выбираемых банками-членами, директора класса С назначаются Советом управляющих ФРС. По первоначальному замыслу при организации ФРС считалось необходимым, чтобы они представляли в своем лице государственные органы и широкую общественность. Формально они не могут занимать никаких постов в частных банках или быть их акционерами. Один из директоров класса С назначается Советом управляющих ФРС на пост председателя Совета директоров резервного банка и один — на пост его заместителя. Председатель Совета директоров Федерального резервного банка обычно является также и федеральным резервным агентом, то есть полномочным представителем Совета управляющих ФРС в своем округе.

Не реже 4 раз в год проводятся конференции президентов 12 федеральных резервных банков. Хотя эти конференции и не имеют официального статуса, но тем не менее служат весьма важным координирующим органом и форумом обмена мнениями между высшими администраторами ФРС по вопросам ее деятельности.

Директорат каждого банка руководит его деятельностью, назначает ведущих сотрудников, но кандидатуры президента и первого вице-президента, выдвинутые директоратом, подлежат утверждению Советом управляющих ФРС. Срок полномочий каждого из девяти директоров Федерального резервного банка составляет 3 года, причем ежегодно происходит смена одного из директоров в каждом классе. В течение многих лет директора класса С назначались Советом управляющих ФРС исключительно из числа бизнесменов; в 30-х годах (после потрясений экономического кризиса 1929 — 1933 годов) Совет управляющих ФРС начал практиковать назначение на посты директоров класса С представителей академических кругов, ныне они составляют около 1/3 общего числа директоров этой группы.

Председатель Совета директоров (он же федеральный резервный агент) является официальным представителем Совета управляющих ФРС, но вопросами текущей деятельности Федерального резервного банка ведает его президент. Банковский акт 1935 года, давший юридическое основание для усиления государственного вмешательства в экономику, способствовал усилению централизации в ФРС, в частности усилил влияние Совета управляющих ФРС в деле назначения административной верхушки федеральных резервных банков. Президенты и первые вице-президенты резервных банков каждые 5 лет ( то есть по окончании срока их полномочий) автоматически подлежат переутверждению Советом управляющих ФРС.

Все федеральные резервные банки равны между собой, но Нью-Йоркский банк «более равен», чем остальные, и выполняет роль второго центра системы наряду с вашингтонской штаб-квартирой. На него возложены функции агента Комитета, а один из руководителей этого банка управляет балансовым счетом ФРС, через который проводятся все операции на открытом рынке. Такая позиция Нью-Йоркского резервного банка объясняется тем, что он контролирует самую высокую в США концентрацию национальных и иностранных банков, выполняет функции агента Федерального казначейства по операциям с золотом и иностранной валютой. В нем помещают свои депозиты правительства и различные финансовые учреждения иностранных государств, международные валютно-финансовые организации, такие, как Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Федеральный резервный банк Нью-Йорка выполняет также функции представителя всех других резервных банков по международным валютным операциям. Это самый крупный и влиятельный Федеральный резервный банк. Решения, принимаемые в Вашингтоне, как правило, реализуются в Нью-Йорке, поэтому этот резервный банк заслуживает, чтобы остановиться и на его административной структуре. Она включает в себя 8 направлений деятельности (объединений). Среди них:

• Объединение банковского надзора состоит из департаментов финансовых ревизий, соблюдения законов, лицензирования, банковского анализа. Ревизионный департамент следит за надежностью транснациональных, региональных и коммунальных банков, банковских холдинговых компаний, проводит их ревизии в США и за рубежом. Департамент контролирует управление рисками, качество активов, доходы, капитал, ликвидность, менеджмент. Специализированный отдел занимается оценкой финансового положения иностранных банков США. Департамент соблюдения законности следит за исполнением банками закона о защите потребителя и закона о гражданских правах. Департамент лицензирования рассматривает заявки банков о слияниях, приобретениях или инвестициях, а также на допуск к операциям с ценными бумагами. Окончательное решение по этим вопросам принимает Совет управляющих. Департамент банковского анализа исследует вопросы международной надзорной политики, финансовой отчетности, контроля за рынками капитала и производных финансовых инструментов.

• Объединение рынков состоит из департаментов внутренних операций и иностранных операций. Его основная обязанность — претворять в жизнь решения Комитета по операциям на открытом рынке путем продажи и покупки облигаций Казначейства и федеральных ведомств.

• Объединение банковского обслуживания включает департаменты кассовый, обслуживания центральных банков, чеков, электронных систем. Кассовый департамент занят обработкой денег, департамент обслуживания центральных банков ведет счета и осуществляет расчеты центральных банков и международных финансовых организаций, департамент чеков обеспечивает чековое обращение, департамент электронных систем производит расчеты финансовых учреждений и Казначейства.

Кроме названных объединений, есть еще объединения исследований и рыночного анализа, развивающихся рынков и внешних связей, корпоративное (кредитование депозитных учреждений и информация), автоматизации и системной поддержки, юридическое.

Кроме национальных банков, функционирующих в США на основании федеральных законов, также функционируют банки штатов, деятельность которых регулируется властями штатов лишь при некотором федеральном участии. Согласно положениям Федерального резервного акта 1913 года национальные банки в обязательном порядке должны иметь членство в ФРС. Банки штатов имеют право вступать в ФРС и выходить из членства ФРС при условии предварительного (за 6 месяцев) уведомления об этом. К 1987 году в США было более 15200 банков, из них почти 6000 входило в состав ФРС. 80 % банков-членов ФРС — банки штатов. Для вступления в ФРС минимальный размер собственного капитала банка-претендента должен составлять не менее 50, 100 или 200 тыс. долларов США в зависимости от величины и экономической значимости района, обслуживаемого банком.