Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Международные усилия в преодолении финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии

Рубрика: Банковские системы других стран

Учитывая глобальный характер последствий азиатского кризиса, страны — лидеры мировой экономики и МВФ предприняли существенные усилия по его купированию. Без их финансовой помощи успешное преодоление кризиса было бы невозможно. Оказывая помощь, западные страны обеспечили открытие местного банковского рынка для собственных кредитных учреждений. И это является логичным и взаимовыгодным результатом сотрудничества. Латиноамериканский опыт показал, что, когда иностранные кредитные институты пришли в регион, привлечённые приватизацией банков и либерализацией доступа нерезидентов к участию в их капитале, они принесли помимо капитала современные технологии и высокие стандарты кредитной политики и качества услуг. Как и в Латинской Америке, в Азии перед местными банками был поставлен выбор — или подниматься до этих стандартов, или уступить своё место на рынке.

Помимо открытия внутреннего рынка для инобанков, странам региона неизбежно придётся стимулировать консолидацию банковского сектора. Самые плохие банки должны быть ликвидированы, однако закрытие слишком большого числа банков скорее подорвёт доверие к финансовому сектору, чем восстановит его. Оптимальным было решение поднять нормативы собственного капитала и тем самым заставить слабые институты либо слиться с конкурентами, либо исчезнуть. Но этот путь вызывает жесткое сопротивление владельцев азиатских банков, что вынуждены учитывать правительства стран Азии.

Стандартным требованием МВФ к странам, которым оказывается финансовая помощь, является ужесточение банковского надзора и регулирования, введение международных норм бухгалтерского учёта, что также позитивно скажется на местных банковских системах. При этом, однако, следует иметь в виду, что даже самая прозрачная отчётность не гарантирует от повторения паники среди иностранных инвесторов, не устранит их стадное поведение. В периоды эйфории они игнорируют наличие очевидных рисков: даже осознавая их, всё равно надеются на то, что успеют вовремя ретироваться. В результате бремя кризиса ложится на налогоплательщика, поскольку ни одно правительство не допустит краха всей банковской системы.

Если сравнивать финансовый кризис в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии, то нетрудно заметить — в них есть много общих исходных предпосылок. Также верны и многие общие рецепты выхода из кризисной ситуации. Однако есть и принципиальные отличия. Для азиатских стран характерны более высокие темпы роста и более низкая инфляция, более высокие нормы сбережений и, следовательно, более дешёвый доступ к средствам. Однако Латинской Америке помощь была оказана США. Такую же роль в Азии могла бы сыграть Япония, если бы её экономика не была слишком ослаблена, а финансовый сектор не испытывал те же проблемы и не нуждался в таких же реформах.

Важным результатом финансовых потрясений стал вывод руководителей стран региона о необходимости поступиться суверенитетом и усилить политическую координацию, так как экономические и политические катаклизмы в одной стране могут негативно повлиять на поведение инвесторов в соседних странах. Так, за 5 лет в Таиланде сменилось пять правительств, и ни у одного из них не нашлось времени, чтобы заняться вопиющим дефицитом текущего баланса, и начавшееся в этой стране обесценивание национальной валюты перекинулось на соседние страны.

Для решения общих проблем в конце 1997 года страны — члены АСЕАН договорились о создании особого ведомства для отслеживания экономического положения в регионе. Деятельность этого органа направляется и финансируется Азиатским банком развития в Маниле при участии представительства Международного валютного фонда в Токио. Созданная структура призвана координировать макроэкономическую политику стран-участниц и оказывать необходимое воздействие на страны, уклоняющиеся от выполнения согласованных мер. По мнению наблюдателей, создание подобного органа может изменить подход даже к таким явлениям, как коррупция или фаворитизм, широкое распространение которых в одной стране может стоить миллиарды долларов в другой. Последним шагом в этом направлении стала разработка плана введения в регионе единой валюты типа евро, что поможет снизить зависимость государств Юго-Восточной Азии от доллара, сохранить их валютные резервы и нейтрализовать валютные спекуляции. Несмотря на скептическое отношение многих аналитиков к возможности практического воплощения этого плана, идея нашла поддержку среди руководителей стран региона.

Итак, финансовый кризис в Азии подтвердил ряд известных, но часто игнорируемых экономических постулатов, важнейшим из которых является прямая зависимость между подверженностью кризису, тяжестью его последствий и «долговым навесом». Нельзя совмещать плохо регулируемые и чрезмерно обеспеченные всевозможными гарантиями финансовые рынки с чрезмерной либерализацией доступа к международным кредитам. Кроме того, любой стране, позволяющей своим компаниям брать крупные займы на международных рынках, нужен эффективный закон о банкротстве.





Метка: