Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Организация и проведение безналичных расчетов

Рубрика: Расчеты и платежи

По поручению клиентов работники банка при наличии соответствующих платежных документов зачисляют или списывают со счета клиента сумму, указанную в платежом документе. Безналичные расчеты — это движение денег банковского оборота, т.е. перечисление денежных сумм в виде записей по счетам хозорганов в порядке выполнения ими обязательств по платежам.

Безналичные расчеты включают в себя совокупность форм и способов расчетов, принципов их проведения, а также требований, которым должны отвечать безналичные расчеты. Наиболее постоянны и наименее подвержены изменениям принципы расчетов. Требования, предъявляемые к расчетам, меняются по мере развития и совершенствования методов управления экономики. В свою очередь, формы и способы расчетов должны соответствовать этим требованиям, приспосабливаться к ним по мере их изменения.

При необходимости хозорган может получить в банке временную финансовую помощь в виде кредита и тем самым предотвратить или снизить неплатежи по возникшим претензиям.

В зависимости от участников расчетные операции банков делятся на две группы клиентские расчетные операции, участниками их являются клиенты и банки, и межбанковские расчеты, в которых участвуют только банки. На основании различий в формах расчетов можно выделить следующие расчетные операции банков: переводные, инкассовые, аккредитивные и клиринговые.

При расчетах применяются следующие платежные инструменты: платежные поручения, чеки, векселя, аккредитивы, пластиковые карточки, жирочеки (поручения).

унификации и установления правил расчетов, порядка ведения и учета отчетности.

Организация системы расчетов безналичным путем построена на единых основополагающих принципах и следующих платежных операциях: дебетовые переводы средств с одного счета на другой (чеки); кредитовые переводы средств с одного счета на другой (жирорасчеты). При этом чеки предпочтительно используются при разовых сделках, а жирорасчеты — при регулярных и постоянных сделках.

Среди расчетных операций, которые применяются в международной практике, можно выделить 3 основные группы:

— инкассовые операции с помощью чеков и векселей;

— расчеты с помощью аккредитивов;

— переводные операции.

Инкассовые операции.

Проводя их, банк зачисляет на счет клиента денежные средства, получение по сданным им расчетным документам (в основном это чеки и векселя). Если поставщик и покупатель обслуживаются в одном банке, то инкассовая операция заключается лишь в списании денег со счета плательщика и зачислении их на счет кредитора. Если же они обслуживаются разными банками, то инкассовая операция осложняется необходимостью предварительного получения денег от банка плательщика перед зачислением их на счет получателя. При этом проблема межбанковских расчетов решается с помощью создания расчетных палат и клиринговой системой.

Расчеты с помощью аккредитивов применяются, когда поставщик не совсем уверен в оплате покупателем товаров и хочет заручиться гарантией банка, т.е. с бронированием средств. Аккредитивы бывают документарными, отзывными и безотзывными, компенсационными.

Переводные операции связаны с переводом средств по поручению клиентов из одного отделения банка в другое или в банк-корреспондент. Суть операции по переводу денег банкам заключается в извещении по телеграфу или по почте банка-получателя о том, какая сумма, в какой срок и кому должна быть выплачена.

В последнее время большую популярность на розничном рынке приобрели различные виды платежных карточек, т.е. пластиковые карточки и автоматизированные платежные суммы. В США получили развитие 3 основных направления автоматизированных платежей:

— розничные системы электронных расчетов;

— межбанковские системы перевода средств;

— внутрибанковские компьютерные комплексы.





Метка: